Найти тему
Справочник кинопижона

От шедевра к откровенному мусору: обзор трех фильмов Филипа Ридли

Оглавление

Не так давно в комментариях просили сделать обзор карьеры Ричарда Келли. Отказался. Причины две: 1) Келли снял всего три фильма; 2) окончательную точку в кинокарьере Келли ставить пока рано. Надеюсь на это - время от времени в кинопрессе проскальзывает информация, что Келли взялся за новый проект. Кто-то пишет, что он работает над прямым продолжением "Донни Дарко"; кто-то утверждает, что работает над фильмом, посвященным жизни создателя "Сумеречной зоны" Рода Стерлинга.

По другую сторону Атлантики, в Великобритании, есть режиссер, чья карьера напоминает карьеру Ричарда Келли. Речь идет о Филипе Ридли, который тоже снял всего 3 фильма и в отличие от Келли вряд ли снимет когда-нибудь четвертый. Стоит сказать, что кино для Филипа Ридли - далеко не единственная сфера деятельности: он также занимается современным искусством, работает в театре, пишет худлит для детей и взрослых. Занимается почти всеми сферами творческой деятельности, доступными современными автору. Как режиссер он интересен тем, что снял всего всего три фильма с достаточно большим перерывом, причем если пытаться представить их качество в виде графика получится что-то типа крутого слона. Первый фильм был шедевром, второй - интересной, но неоднозначной работой, третий - полный провал.

Отражающая кожа (The Reflecting Skin), 1990

Действие этого шедевра разворачивается в депрессивных районах Среднего Запада где-то в середине 50-х. Уже вошел в моду рок'н'ролл и соответствующий прикид, а где-то на периферии сюжета происходят ядерные испытания в Тихом Океане, которые оказывают на сюжет непосредственное влияние. Взяв за основу магистральную тему фильма Роберто Росселлини "Рим - открытый город", Филип Ридли снял шедевр психологического хоррора. Фильм получился одновременно максимально приземленным, почти как "Груз 200", хотя и без балабановского хардкора, и одновременно максимально красочным. Операторская работа и архитектура мизасцен выдают в режиссере художника. Рекомендуется всем любителям неголливудских триллеров и бытовых хорроров.

Темный полдень (The Passion of Darkly Noon), 1995

-2

Следующий фильм Ридли получился более традиционно голливудским, хотя место действия и некоторые визуальные решения прямо продолжают начатую в "Отражающей коже" тему. Снова американская глухомань, но уже севернее и лесистей. Брендан Фрейзер играет последнего выжившего в религиозном культе христианско-апокалиптического толка, которого подбирает проживающая в лесу пара (Вигго Мортерсен и Эшли Джад). Естественно, что безобидный на первый взгляд персонаж Фрейзера оказывается тем еще фанатиком (от воспитания никуда не уйдешь) и в конфликте со свободными взглядами своих спасителей возьмется за топор.

Бессердечный (Heartless), 2009

-3

Почему текст начинается с Келли, а продолжается Ридли? "Бессердечный" дает исчерпывающий ответ на этот вопрос. Режиссер явно смотрел "Донни Дарко" и собирался снять собственный ответ на него. Но не вышло. Совсем. Ридли использует большинство сюжетных приемов Келли, но они не работают. Кстати, "Бессердечный" - единственный фильм Ридли, действие которого происходит не в США, а в Великобритании, тем страннее, что это его единственный провал. Снимет ли Ридли что-то новое? Сомнительно. Похоже окончательно разочаровался в кино и занимается другой творческой активностью. С другой стороны, одна только "Отражающая кожа" - уже веская причина, чтобы о нем помнить.