Сейчас в Токио проходит Олимпиада, которая вообще-то должна была быть в прошлом году. Но все случилось так, как случилось. Книжный блог не может пройти мимо даже такого мероприятия. Все эти состязания мне очень по нраву, поэтому предлагаю вам узнать, кто из наших писателей (если брать еще и зарубежных, то статья будет огогогого какой) увлекался спортом. В Олимпийских играх, впрочем, не участвовал никто. Кстати, не все виды спорта ожидаемы для писателей. Толстой вот, например, сел на велосипед только в 67 лет. Но сел и поехал. Уважаем, что тут сказать.
#книги #писатели #литература #культура #спорт #олимпийские игры #чтение #читать #книжный блог #искусство
Александр Пушкин и бокс (на самом деле нет)
При слове «поэт» сразу представляется бледный томный юноша с пронзительным взглядом. Обязательно хрупкий, чувственный, словом, никак не спортсмен. А уж если речь о Пушкине, то кажется, что тяжелее пистолета на дуэли он никогда в жизни ничего и не держал. Но на самом деле все не так. Со школы нам твердят, что поэт учился в Царскосельском лицее, а там подготовка была самая разносторонняя, в том числе и в физическом плане. Ученики занимались плаванием, верховой ездой, фехтованием (и снова здравствуйте, дуэли), танцами (какой же бал без танцев? к этому нужно было готовиться), а зимой катались на коньках. Все это позволило Пушкину поддерживать прекрасную физическую форму.
Дальше в интернете находится вагон и маленькая тележка статей про то, как Пушкин был едва ли не родоначальником английского бокса в России. Все это знание сопровождается ссылками на воспоминания Вяземского, которого поэт вроде как учил боксировать. Только вот при проверке источников оказывается, что речь идет не о поэте, а о его сыне, которому на момент рассказа было всего 7 лет. То есть Пушкин приходил к поэту Вяземскому – своему другу – и дурачился с его сыном, поскольку своих детей у него еще не было. Он показывал маленькому Павлику приемы, называя это «английским боксом».
Лев Толстой – велосипед, ходьба и многое другое
Крепость тела и духа Толстого – явление известное. Как только он не поддерживал свое физическое состояние! Все его занятия помогли дожить до глубокой старости. Причем эти самые занятия он не оставлял, несмотря на возраст. Лев Толстой умел играть в такие игры, как городки и шахматы, обязательно делал зарядку каждый день, зимой катался на коньках, оборудовал в Ясной Поляне один из первых в России теннисных кортов. Но одним из самых любимых видов спорта для писателя была ходьба. В частности, он любил крайне длинные прогулки – пешком ходил из Москвы в Ясную Поляну, а это около 190 километров.
Когда писателю исполнилось 67 лет, он решил покорить новый вид физических упражнений – сесть на велосипед. Для этого он специально ездил в московский Манеж, где учился кататься. Довольно быстро у него это стало получаться хорошо, поэтому он стал передвигаться на двухколесном транспорте, например, из Ясной Поляны в Тулу (Всего 15 км). Это увлечения писателя удивительно тем, что велосипедов тогда в округе было не слишком много. Да и в таком возрасте начинать заниматься столь травмоопасным видом спорта не слишком разумно – родные совершенно обоснованно переживали.
Максим Горький – замена тренажерному залу
Тренажерные залы в том виде, в котором мы их знаем сейчас, конечно, во время Горького не существовали. Да и смысла в них было несколько меньше, потому что физическая нагрузка была более естественной. Например, писатель в юности работал помощником пекаря в булочной в Казани, где ему приходилось тягать тяжелые мешки с мукой, подносы с хлебом и булками.
20 пудов муки, смешанных с водою, дают около 30 пудов теста. Тесто нужно хорошо месить, а это делалось руками. Караваи печеного весового хлеба я нес в лавку рано утром, часов в 6-7. Затем накладывал большую корзину булками, розанами, сайками-подковками – 2-2,5 пуда и нес ее за город на Арское поле в Родионовский институт, в духовную академию.
Неудивительно, что Горький имел весьма атлетичное телосложение. В более взрослом возрасте, кстати, он работал на рыбном и соляном промыслах, а также в ремонтных мастерских. Все это не совсем спорт, но очень уж захотелось включить его в эту подборку, поскольку такие занятия заслуживают большого уважения.
Иван Тургенев и шахматы
Едва ли не больше, чем писательское дело, Тургенева интересовали шахматы. Пожалуй, из всех перечисленных писателей он был одним из самых спортивных. Правда, не в физическом плане, а в интеллектуальном, поскольку в шахматах, как известно, самое опасное, что может быть, это удар доской по голове.
Тургенев играл в шахматы везде: в России, во Франции, в Германии. Помимо собственно игры он занимался изучением партий, ходов, стратегий, то есть читал учебники по шахматному делу. Вполне возможно, что если бы не было этого увлечения, то он успел бы написать больше. Он сам в своих письмах к друзьям признавался, что тратит на игру очень много времени. Кстати, во Франции он, хоть и был игроком второго ранга, все же играл с профессионалами – в кафе «Режанс» (традиционное и уважаемое место для игры в шахматы в то время). Но и в России у Тургенева находились интересные партнеры – например, Толстой, о котором речь шла выше.
Конечно, спорт часто отражался и в произведениях писателей – в «Анне Карениной» катаются на коньках, в «Отцах и детях» упоминают шахматы, в стихах Пушкина восхваляется атлетичность.