Уважаемый Михаил Владимирович!
В 2020 году в Российской Федерации зарегистрировано более 145 тысяч ДТП, в которых погибли 16152 человека, почти 190 тысяч участников дорожного движения получили ранения разной степени тяжести. Среди погибших — 522 несовершеннолетних. За первое полугодие 2021 года погибло уже более 200 детей. Жертвами становятся как дети-пассажиры, так и пешеходы. Появляются новые риски, в том числе за счет массового распространения электрических средств индивидуальной мобильности.
Одной из причин ДТП является низкий уровень знаний Правил дорожного движения всеми участниками дорожного движения, в которым относятся и пешеходы. Приказы Министерства образования и науки РФ №1897 от 17.12.2010 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» и №413 от 6.10.2009 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» не устанавливают в числе требований к результатам освоения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (базовый уровень) знание учащимися Правил дорожного движения. В советское время уроки по безопасности дорожного движения были включены в обязательную школьную программу. В настоящее время это заменено на проведение факультативных занятий вне учебного плана, конкурсов, издание газет, что не заменяет и не способно заменить системного образования в данной сфере.
Одновременно наблюдается низкий уровень подготовки молодых водителей в автошколах. По данным Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ теоретический экзамен с первого раза в 2020 году сдали только 38% кандидатов в водители, а практический экзамен с первого раза в апреле 2021 года смогли сдать лишь 13,5% участников экзамена. Эти критически низкие показатели подтверждают, что существующая сейчас система автошкол не справляется с подготовкой кандидатов в водители.
Очевидно, что для реализации Распоряжения Правительства РФ № 1-р от 08.01.2018 «Об утверждении Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации
на 2018 — 2024 годы» необходимы существенные изменения в образовательной системе. Национальный автомобильный союз предлагает следующие меры:
1) Изменение образовательных стандартов по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» с обязательным включением в программу изучения Правил дорожного движения, главы 12 Кодекса об административных правонарушениях РФ, в 5-11 классах школ;
2) Проведение в рамках государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основную образовательную программу, в форме единого государственного экзамена по окончании 11 класса в обязательном порядке теоретического экзамена по знанию Правил дорожного движения на основании Постановление Правительства РФ №1097 от 24.10.2014 «О допуске к управлению транспортными средствами» (вместе с «Правилами проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений»);
3) Признание результатов такого экзамена в качестве сданного теоретического экзамена при получении водительского удостоверения.
Принятие данных мер позволит существенно поднять уровень знания Правил дорожного движения всеми участниками дорожного движения, снизить смертность и травматизм на дорогах. Одновременно существенно упростится процесс сдачи экзаменов на право управления транспортными средствами (далее – ТС), кандидаты в водители будут избавлены от необходимости дополнительного изучения теории в автошколах. Существенно снизится нагрузка на подразделения ГИБДД МВД РФ. Снижение бюрократических барьеров при получении права на управление ТС будет способствовать популяризации автомобилей и других категорий ТС, что окажет существенную поддержку автомобильной индустрии в РФ.
Дальнейшим развитием данной реформы может и должно стать признание индивидуальных преподавателей-инструкторов, которые часто способны гораздо эффективнее подготовить кандидата в водители как к сдаче практического экзамена, так и к безаварийному управлению транспортным средством после сдачи экзамена.
В связи с вышеизложенным, прошу Вас:
1) Поручить Министерству просвещения РФ совместно с Министерством внутренних дел РФ разработать поправки в федеральные государственные образовательные стандарты в части дополнения их изучением Правил дорожного движения, проведения в рамках государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основную образовательную программу, в форме единого государственного экзамена по окончании 11 класса в обязательном порядке теоретического экзамена по знанию Правил дорожного движения;
2) Поручить Министерству внутренних дел РФ совместно с Министерством просвещения РФ разработать поправки в Постановление Правительства РФ №1097 от 24.10.2014, устанавливающие порядок проведения такого экзамена в школах, а также поправки в иные нормативно-правовые акты;
3) Сформировать межведомственную рабочую группу по реформе системы подготовки водителей в РФ с привлечением профильных ФОИВ, общественных организаций и экспертов.
С уважением,
Президент НАС А.В. Шапарин