Отчётная конференция перед молодыми педагогами по итогам работы семинара (2019).
Любое выступление хотя бы перед двумя зрителями УЖЕ является публичным. Сюда относятся эфиры, набирающие популярность; сторис, съёмка видео (как информационного характера типа видюшки с отдыха, праздника; так и более весомые с точки зрения подачи - лекции, мастер-классы, вебинары и т.д.) и деловые выступления типа на конференции, перед руководством с отчётом и т.д.
Разберём 2 варианта подготовки к выступлению на примере прямого эфира.
1 вариант - классический и эффективный, как делают многие.
1) выбрать тему (можно устроить опрос; проверить статистику постов, где больше всего у людей возникают вопросы и комментарии);
2) набросать предварительные тезисы и подробный план;
3) расписать по структуре: 3 части (вспоминаем утрированный пример со сказкой: введение, основная часть, заключение);
4) собрать информацию (+ подбор примеров, статистики, аргументы);
5) прописать текст;
6) непосредственно репетировать по тому тексту, который созрел в п. 5. По сути, заучивать текст так, чтобы знать его очень близко к тексту (это приводит к некоторой шаблонности и потерянности - бывает, что человек пытается вспомнить слово в слово и теряется, когда не может этого вовремя вспомнить).
2 вариант подготовки - альтернативный, но не менее эффективный. Это позволит сделать выступление не заученным, а более живым, интересным, а слушателям покажется, будто вы так ловко импровизируете.
1) выбрать тему;
2) обозначить 1-3 тезиса (они могут поменяться в ходе подготовки, но ключевое направление вы должны выбрать уже сейчас);
3) включить диктофон (это крайне важно);
4) просто отпустить свой поток мыслей (это называется "мысли вслух" или "словесная импровизация") - просто рассуждайте вслух на выбранную тему. Можете задавать вопросы, спорить, приводить примеры, аргументы. Пусть это покажется забавным со стороны, но эта часть подготовки и придаёт ту самую живость речи вместо шаблонных сухих речей.
ВАЖНО: не думайте здесь о том, правильно ли вы рассуждаете; соблюдаете ли структуру; так ли формулируются мысли. Не останавливайте себя и не пытайтесь "переговорить с начала". Просто говорите так, как вам подсказывает тело, как само льётся.
Через несколько часов/дней повторите это упражнение, включив диктофон. Не цепляйтесь к словам, не пытайтесь вспомнить слово в слово, как говорили в прошлый раз (это лишь закрепит шаблонность). Таким образом, проделав упражнение с диктофоном несколько раз, вы заметите по своим записям, что речь более живая, яркая, выразительная, это поможет избегать заученности, сухости и клише. Потому что живая речь всегда очень чувствуется.
5) И вот теперь, после ряда импровизации на одну тему, самое время взять бумагу, выписать туда удачные обороты, мысли, фразы, примеры, вопросы и создать из этого свой текст выступления. Здесь же - подкорректировать структуру (подумать, какие мысли куда лучше отнести), тайминг выступления (обязательно ещё пройтись несколько раз с секундомером) и подправить тезисы (поменялись или нет? Убедительна ваша речь или нужно добавить что-то ещё?)