Для работы ижевских конструкторов и производственников была характерна постоянная модернизация выпускавшихся моделей. Фактически какие-либо изменения вносились в конструкцию чуть ли не каждые полгода. Да и новые детали и узлы внедрялись в очередную модель не сразу, а постепенно, по мере освоения в производстве. Создавалась интересная ситуация, когда мотолюбитель приобретал себе машину с таким же названием, как у соседа по гаражу, но технически эти мотоциклы в большей или меньшей степени отличались друг от друга. В то же время практически всегда сохранялась взаимозаменяемость старых и новых узлов, что позволяло владельцам ранних мотоциклов устанавливать более современные детали. В наше время знатоки могут с точностью до года-двух определить год выпуска ижевского мотоцикла, не глядя на заводскую табличку... Если, конечно, машина не «модифицирована» до неузнаваемости с помощью новых запчастей.
Так же развивалась и модель «ИЖ-Планета 2». Более мощный двигатель, улучшенная отделка и резиновые сальники подшипников колёс составили лишь первый этап модернизации. На втором этапе появились глушители разборной конструкции, что повысило удобство обслуживания. Теперь можно было очистить глушитель, не снимая корпуса, лишь отсоединив наконечник и удалив нагар из внутренней «начинки». Новые тормозные барабаны взяты от экспериментальной модели ИЖ-555. Вместо штампосварных тормозных колодок установлены более жёсткие, отлитые из алюминиевого сплава. Изменилось и седло - оно стало немного шире и получило чехол из цветного текстовинита.
Параллельно с модернизацией серийных моделей конструкторы работали и на перспективу. В 1966-1968 годах они разработали мотоцикл ИЖ-Д14 с 500-кубовым двухцилиндровым двухтактным двигателем. Хотя новинка успешно прошла испытания, в серию она так и не попала. Как и на других советских мотоциклетных заводах, сложилась парадоксальная ситуация: от конструкторов требовали создания современных машин при условии высокого уровня их унификации со старыми!
Конструкторам оставался только один путь хоть частично спасти свои разработки: использовать их при модернизации серийных «Планет» и «Юпитеров». Так в 1968 году началась работа над третьей серией. На шасси второго поколения применили облицовки от ИЖ-Д14: цельное переднее крыло новой формы вместо старого сварного, подобные по стилю, но несколько изменённые инструментальные ящики и бензобак. После такого шага «Планета» и «Юпитер» преобразились и внешне стали гораздо современнее. Этот эффект усиливался использованием яркой двухцветной окраски. Подчёркивала изменения во внешности и новая эмблема на бензобаке: на смену кольцам Сатурна пришёл строгий и лаконичный дизайн надписи «ИЖ». Романтические шестидесятые уступали место деловым семидесятым.
Но перемены коснулись не только внешности. От экспериментальных мотоциклов «третья серия» получила также переднюю вилку с увеличенным на 20 мм ходом и регулируемые задние амортизаторы. Впервые на серийных ижевских мотоциклах появились указатели поворотов. Посадка водителя изменилась благодаря более высокому, как говорили тогда, полуспортивному рулю. За счёт усовершенствованной продувки и нового карбюратора К-36 мощность двигателя третьей «Планеты» возросла с 15,5 до 18 л. с.
Интересно, что некоторые разработки для «Планеты-3» успела получить и «Планета-2». С октября 1970 года все ижевские мотоциклы стали комплектоваться новыми колёсами с шинами размером 3,50-18 вместо прежних 3,25-19. Износостойкость новых покрышек выросла в полтора-два раза. Изменённый рисунок протектора обеспечивал лучшее сцепление с грунтом и хорошее самоочищение при движении по грязи. Боковая подставка перенесена из района переднего крепления двигателя в среднюю часть рамы. Внешне «Планеты-2» последних выпусков легко узнать также и по стоп-сигналу оригинальной формы, со световыми характеристиками, лучше отвечающими требованиям безопасности.
Партия из 300 мотоциклов «ИЖ-Планета 3» и 300 «ИЖ-Юпитер 3» была собрана в 1970 году. А в сентябре 1971 года новые модели пошли в массовое производство. Но... это были немного другие мотоциклы: с более простыми по технологии изготовления крыльями, упрощёнными инструментальными ящиками и старыми задними амортизаторами. Впрочем, в отличие от предыдущего поколения, «ИЖ-Юпитер 3» и «ИЖ-Планета 3» хотя бы внешне выглядели действительно новыми.
В том же 1971 году было прекращено производство мотоцикла «ИЖ-Планета 2». За шесть лет Ижевский машиностроительный завод выпустил 395 335 машин этой модели.
О НАЗВАНИИ
Ещё в 50-е годы на бензобаках мотоциклов ИЖ-49 появилась оригинальная и узнаваемая эмблема: буквы «ИЖ», гармонично вписанные в центр символического изображения планеты Сатурн с её характерными кольцами.
А во второй половине 50-х в Ижевске родилось целое семейство экспериментальных мотоциклов с космическими названиями: «Орион», «Сатурн», «Сириус». В это время в СССР шло активное освоение космического пространства: в октябре 1957 года запущен первый искусственный спутник Земли, а 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин стал первым в мире человеком, полетевшим в космос. На фоне этих успехов присвоение новым моделям имён в честь планет и звёзд стало удачной и своевременной находкой.
Мотоцикл ИЖ-58 к моменту постановки на конвейер обрёл вместо сухого индекса собственное имя «ИЖ-Юпитер». Через некоторое время появилась и модификация с одноцилиндровым двигателем - «ИЖ-Планета».
О СПОРТЕ
Ижевский машиностроительный завод в 60-е годы выпускал около тысячи спортивных мотоциклов в год. Но эта тысяча делилась на две неравные и неравноценные группы. Одну составляли мотоциклы штучного изготовления и мирового уровня, предназначенные для выступления на международных соревнованиях. Эти машины не имели ничего общего с серийной продукцией. Во вторую группу входили мотоциклы для массового спорта, изготовленные на основе дорожных машин: аппараты для шоссейно-кольцевых гонок на базе «Юпитера», а для мотокросса и многодневки - на базе «Планеты».
На основе дорожного мотоцикла «ИЖ-Планета 2» завод в 1966 году выпустил спортивный мотоцикл в двух модификациях: кроссовый ИЖ-64К и ИЖ-64М для многодневки. Они различались установкой электрооборудования: ИЖ-64К получил зажигание от магнето, а ИЖ-65М - от генератора переменного тока. 350-кубовый двигатель был форсирован до 20 л. с. при 4900 об/мин. Спортивные мотоциклы имели оригинальную ходовую часть, 19-дюймовые колёса были обуты в покрышки специального внедорожного рисунка. Но эти машины отличались немалой массой: ИЖ-64К весил 138 кг, ИЖ-64М - 143 кг.
В 1969 году завод развернул производство более совершенных спортивных мотоциклов ИЖ-К11 и ИЖ-М11. Моторы были форсированы до 22 л. с. при 5000 об/мин, впереди установлено колесо размером 21 дюйм. Модернизация ходовой части позволила снизить массу мотоцикла на 5 кг.
О СРАВНЕНИИ
Сравнивая «ИЖ-Планета 2» с зарубежными одноклассниками, надо делать скидку на специфические условия эксплуатации. В развитых капиталистических странах мотоцикл в 60-е годы уже утратил роль транспортного средства, перейдя в разряд игрушек для взрослых. А для стран третьего мира 350-кубовый мотоцикл в качестве повседневного транспорта был дорог и прожорлив. Поэтому большинство зарубежных 350-кубовых мотоциклов середины 60-х - это мощные двухцилиндровые машины спортивного склада.
Лишь британцы продолжали выпускать одноцилиндровые мотоциклы этого класса - но исключительно с четырёхтактными моторами. С ними и сравним в таблице.
ОБ ЭКСПОРТЕ
Головной болью для руководителей всех советских заводов был экспорт. К экспортным машинам предъявлялись особые, гораздо более высокие требования, и за полученные из-за границы рекламации спрашивали особенно строго. В то же время распределение драгоценной валюты зависело не столько от размера экспортных поставок завода, сколько от благосклонности министерского начальства. Экспорт советских мотоциклов был не особенно велик: в 1969 году за рубеж отправились 28600 машин - меньше 3,5% от общего выпуска. Главными покупателями советской мотопродукции в том году стали Болгария, Иран и Монголия.