Найти тему
Пора выпить!

Монополия и запредельные цены: опыт Норвегии в борьбе с пьянством

Норвежцы никогда не отличались разумным потреблением алкоголя. В 19 веке злоупотребление спиртным среди населения достигло таких пределов, что местные власти решили провести антиалкогольную кампанию. 

Трезвенники (серьезно – в Норвегии было такое движение) ввели монополию на алкоголь. Сначала они открыли несколько магазинов по продаже вина и крепких спиртных напитков, деятельность которых контролировал муниципалитет. 

А 30 ноября 1922 года в стране появилась монополия «Vinmonopolet» – это общество с ограниченной ответственностью, которое частично контролировало государство. Эта система работала, но буксовала, поэтому в 1931 году в Норвегии приняли новый закон «О монополии на алкоголь». Согласно ему отныне директора и президент «Vinmonopolet» назначались правительством и обязаны были соблюдать указания Министерства здравоохранения и социальных дел. 

«Vinmonopolet» существует в стране и сейчас - это единственная сеть магазинов в стране, где можно купить что-то крепче пива. У нее целая сеть магазинов, сотрудники которых находятся в прямом контакте со своими клиентами. При этом они не продают алкоголь молодым людям без документа, удостоверяющего личность, и людям в состоянии алкогольного опьянения.

Итак, что нужно извлечь из этого опыта: купить алкоголь в Норвегии можно лишь в специализированном магазине, который работает редко и продает дорого. Поэтому за алкоголем норвежцы ездят в соседнюю Швецию.