В фондах Усть-Кутского исторического музея хранится уникальный экспонат: три тома рукописной книги. Благодаря её авторам – П.Ф. Костерину, О.П. Шиманской, С.Ю. Рогатых, О.Г. Котуховой – перед нами разворачивается история строительства этого предприятия, начиная с самого начала и до трагической развязки банкротства. Воспоминания очевидцев, документы, фотографии рассказывают о становлении Осетровской судоверфи, о людях, работавших здесь, об уникальных судах, построенных за почти семьдесят лет её существования.
Река Лена всегда играла ключевую роль в освоении северных территорий и снабжении их необходимыми ресурсами. Чтобы доставлять их к месту назначения, необходимы были речные суда, их строили на верфях Качуга и Жигалово, но баржи и теплоходы оттуда могли спускаться вниз по реке только по большой воде. В конце сороковых годов правительство Советского Союза принимает решение о строительстве в Усть-Куте верфи металлического судостроения.
Осуществить задуманное должен был «Дальстрой», силами заключённых. Вот как об этом вспоминает главный инженер верфи в 1951-1955 годах Георгий Рыбкин: «Моя задача на первых порах заключалась в том, чтобы... подготовить условия для сборки судов ещё в процессе строительства верфи, то есть практически в полевых условиях, на голом берегу Лены... Контуры площадки определялись четырьмя вышками по углам большого прямоугольника, одной из сторон которого был скованный льдом берег Лены».
Где найти специалистов?
В зиму 1950 года необходимые для строительства судоверфи материалы доставлялись по уже построенной железной дороге. Проблема доставки материалов была, в основном, решена, не было недостатка и в рабочей силе. Оставался без ответа главный вопрос: где найти необходимых специалистов, имевших понятие и о строительстве верфи и о самом судостроении? «Те, кто участвовал в строительстве верфи, были специалистами совсем не того профиля, который был необходим, - вспоминал Георгий Рыбкин. – Мне было дано право подбирать соответствующих специалистов во всех организациях от Тайшета до Лены».
Как только сошёл снег, весной 1951 года, началась закладка стапелей. Их расположили у самого пологого берега реки, чтобы суда можно было спускать на воду по склизам. Осенью того же года со стапелей усть-кутской верфи было спущено первое судно-баржа. Так что в этом году и это предприятие могло бы отметить свой семидесятилетний юбилей, но не сложилось. До 1955 года со стапелей судоверфи, по воспоминаниям Рыбкина, было спущено на воду более 130 единиц плавсредств различного назначения.
Посёлок корабелов
Одновременно со строительство верфи и речных судов, рядом с неё строился и посёлок корабелов. По воспоминаниям ещё одного ветерана судоверфи Ивана Кулькова, «в руководстве Усть-Кутского района оказался достойный со светлой головой Сергей Перов, который во всю использовал свой авторитет для того, чтобы за счёт финансов «Дальстроя» был построен в Осетрово настоящий завод, а не временная площадка. И это он добился, чтобы для работников судоверфи за счёт финансов «Дальстроя» возведён был... жилой городок со всеми необходимыми службами (детсад, клуб, магазин, столовая, медпункт, пожарная команда, своя электростанция и прочее)».
Ходатайство было удовлетворено
В воспоминаниях работников судоверфи есть истории, связанные не только с производством. Например, тот же Иван Кульков рассказал о случае, произошедшем на отдыхе в Доме культуры. Зная о его певческом таланте, товарищи не раз просили его спеть на вечерах художественной самодеятельности. Кульков долгое время отнекивался, пока ему не пришлось сознаться, что он лишен голоса по суду. Узнав о такой несправедливости, коллектив направил обращение в Президиум Верховного совета РСФСР с ходатайством о снятии судимости с Кулькова и возвращении ему права голоса. Ходатайство было удовлетворено.
Ударная работа усть-кутских корабелов сыграла плохую службу Осетровской судоверфи. Ежегодный сверхплановый выпуск речных судов вскоре заполонил ими северные реки. «Дальстрой» к тому времени был выведен из состава МВД СССР и передан министерству цветной металлургии, которое решило, что три судоверфи на одной реке – это слишком много, одну предполагалось закрыть.
Как это часто бывает, в дело вмешались личные интересы, директора судоверфей Качуга и Жигалово имели хорошие связи в министерстве и сумели отстоять свои предприятия.
Печальный исход судоверфи
Выгодное расположение Усть-Кута на реке было проигнорировано и выбор пал именно на Осетровскую судоверфь. В августе 1955 года её намеревались закрыть. Узнав об этом, рабочие собрались на стихийный митинг и написали телеграмму на имя секретаря КПСС Никиты Хрущёва. Принимать её на почте не хотели, так как составлена она была в весьма некомплиментарных выражениях, но рабочие настояли на своём.
После той телеграммы судоверфь проработала ещё год, но печальный исход был неотвратим. Специалисты, собранные и подготовленные с таким трудом стали покидать город. Кто-то уехал в Жатай, в Якутию, но большинство переехали в Братск, где разворачивалось строительство гидроэлектростанции. Растаскивалось и уникальное оборудование для судостроения. Чтобы сохранить остатки предприятия, его передали ремонтно-эксплуатационной базе флота, где она числилась до 1959 года как цех металлического судостроения.
По иронии судьбы, чиновник, подписавший приказ о ликвидации Осетровской судоверфи, приехал в Усть-Кут и своими глазами смог увидеть, во что превратилось за год передовое предприятие. С января 1959 года было учреждено новое: Осетровская судоверфь Ленского речного пароходства. Предприятие возрождалась заново, как птица Феникс. И снова встал вопрос: как восполнить недостаток специалистов? Их приглашали с судоверфей всего Советского Союза – из Перми, Рыбинска, Волгограда, Ленинграда.
На 60-е, 70-е, 80-е годы XX века пришелся расцвет Осетровской судоверфи. Со стапелей верфи сходили баржи, нефтеналивные танкеры, буксиры, земснаряды, плавкраны, сухогрузные палубные теплоходы, пассажирские теплоходы. И это несмотря на то, на верфи долгое время не было крытой площадки – разбивочного плаза, и все операции по раскрою металла и сборке судов велись под открытым небом. Здание плаза было сдано в эксплуатацию только в 1967 году и тогда же приступили к сборке буксирных теплоходов проекта Р-33, а позже на этом же плазе был разбит корпус сухогрузного теплохода СК-2000.
Трудовые династии
За годы работы Осетровской судоверфи здесь сложились многие трудовые династии, рядом плечо к плечу работали по несколько поколений. О многих из них также сохранена память в рукописных томах её биографии: Смирновы, Белоусовы, Исаевы, Сухановы, Демины, Уточкины, Жигаловы, Барановы, Даниловы, Шараевы, Бузиковы, Ведерниковы, Макеевы, Маланошонок, Шутковы, Гореловы, Пастуховы, Кожушковы, Мальцевы, Цоун, Подымахины, Рыбаковы, Костерины, Бурдины, Тарасовы, Марковы, Рудых, Ступины и другие. Многие работники награждены медалями и орденами за доблестный труд. Их имена звучали на торжественных мероприятиях города и самого предприятия.
Увы, славная трудовая биография Осетровской верфи металлического судостроения осталась в прошлом. В девяностые годы она стала акционерным обществом, а в 2006 году судоверфь подверглась банкротству и приобрела новых хозяев. Те пытались наладить производство теплоходов, надеясь на государственную поддержку речного судостроения.
Но не сложилось. Последний теплоход сошел со стапелей Осетровской судоверфи, по воспоминаниям Петра Костерина, в 2008 году. Сейчас на территории судоверфи работают частные предприятия, но их продукция далека от той, для которой судоверфь и создавалась.
Спасибо, что остаётесь с нами)))