Недавно в комментариях я получила очень развернутый вопрос от читательницы.
В одном предложении не ответить. Вот и решила написать статью. Возможно она будет полезна многим.
Многие мамы мне жалуются, что с ними ребенок не занимается. Даже плохо говорящие ученики говорят им, что занимаются с Леной, т.е. со мной. Причина в том, что дети не готовы видеть маму в непривычной для них роли педагога. Мама готовит суп и кашу, стирает и гладит, следит за чистотой и порядком, а более 67 %, по данным Росстата, еще и работают.
В общем у мамы немало дел. Поэтому усадить чадо на занятие с наскока может и не получиться. К тому же ребенок зная мамины слабые места, может начать манипулировать, и картинка уютного занятия может не совпасть с реальностью.
Привлечь внимание шилопопых малышей проблема непростая даже для педагогов. Но знание некоторых возрастных особенностей и приемов помогут удержать их внимание.
У детей в основном работает непроизвольное внимание. В его основе лежит любопытство и интерес ко всему происходящему. Наша задача привлечь детское внимание и удержать его на протяжение всего занятия.
Секреты интересного занятия
1. Составьте план.
Продумайте чему вы хотите научить ребенка и как вы это будете делать. Придерживайтесь плана, но будьте готовы от него отойти, это тоже нормально. Используйте разные виды деятельности: пальчиковые игры, разучивание стихов, рисование, лепку. Через каждые 3-5 минут меняйте не только виды деятельности, но и локации. Сидели за столом,прошагали на ковер. Поиграли на ковре, сели на диван. Дети любят разнообразие. В середине занятия не забудьте сделать динамическую паузу. Включите музыку и потанцуйте, сделайте физминутку или полежите на ковре под щебет птиц.
2. Заинтригуйте.
Задумайте интригу занятия. Завладейте вниманием ребенка при помощи загадочного предмета или таинственного героя, который не может справиться без вашей помощи, оставил подарок, письмо и т.п.. Фантазия и изобретательность ваши самые первые помощники.
3. Заведите ритуал начала и конца.
Садитесь заниматься в одно и то же время. Для детей до 5 лет самым продуктивным будут утренние часы с 9 до 11. Дети после 5 лет пару раз в неделю могут заниматься после дневного сна. О начале занятия может извещать звон колокольчика, будильника или веселая песенка или стишок.
Например,
Это домики. Это гномики.
Гномик в домике живет.
Песни весело поет.
В ладошки громко хлопаем.
Ногами сильно топаем.
Друг друга обнимаем,
Занятье начинаем.
4. Используйте энтузиазм и артистизм.
Начинайте занятие только если ребенок здоров. Создайте положительный настрой. Используйте весь свой артистизм, подключите яркую мимику, разные интонации и высоту голоса.
Не бойтесь показаться смешным. Вместе с ребенком сидите на ковре по турецки, катайтесь макарониной по ковру, прыгайте и играйте в мяч. Вспомните, как вы были детьми.
5. Обучайте играя.
Игра – основной вид деятельности ребенка. Через игру ребенок познает себя и окружающий мир. Простой призыв типа, “давай проверим у кого получится лучше, быстрее”, обеспечит полное вовлечение ребенка в процесс.
6. Предоставьте возможность практической деятельности и свободу выбора.
Дети познают мир через обретение реального опыта. Рассматривание на картинке растущего дерева не может заменить практического опыта посадки семян в землю и наблюдения за их ростом.Так со всем. Если есть возможность познакомиться с предметами и явлениями на практике, используйте это. Дайте возможность все увидеть собственными глазами, потрогать, понюхать, ощутить. Песок, вода, камешки, природный материал, разные на ощупь и по температуре предметы – сенсорный опыт как ничто другое не развивает мозг ребенка в первые годы жизни.
Знакомьте ребенка с частями его тела и лица на практике. Рассмотрите в зеркало рот, верхние и нижние зубы, губы, небо, щеки и язык. Проверьте как они умеют работать, и выполняйте упражнения с использованием зрительного контроля.
Помните что любые занятия должны быть дозированными в соответствии с возрастом:
- с 1,5-3 лет до 10 минут (8-10 мин.)
- с 3-4 лет до 15 минут
- с 4-5 лет до 20 минут
- с 5-6 лет до 25 минут
- с 6-7 лет до 30 минут
Подписывайтесь и читайте полезные статьи на канале. Они помогут вам составить занятия с детьми разного уровня развития, поскольку все дети развиваются по одинаковому сценарию в своем темпоритме.