В советское время появлялось множество перспективных разработок, как в отечественном автопроме, так и в мототехнике. Большинство из них так и не добрались до серийного производства, хотя были близки к запуску в производство. Мотоцикл ИЖ-500 с оппозитным мотором объемом поллитра, одна из таких забытых моделей. Сегодня поговорим о ней подробнее.
В 1979 году в министерствах и ведомствах СССР, которые отвечали за мотопром, решили, что пора внедрять в серию новый дорожный мотоцикл в последствии получивший индекс ИЖ 7.105 без коляски и ИЖ 7.106 с боковым прицепом.
Главная особенность такого мотоцикла заключалось в переходе на 4-тактный мотор объемом 500 кубических сантиметров. В итоге решено было создавать современный оппозитный движок работающий в паре с 5-ти ступенчатой коробкой передач.
В 1980 году началась активная работа. Кроме ижевских специалистов, подключили инженеров из серпуховского ВНИИМотопром и конструкторов Jawa. В Чехословакии был опыт в данном направлении, ведь чуть ранее они начали разработку 350 кубового оппозитного мотра схожей конструкции.
В Чехословакии к 1984 году создали несколько прототипов. Новый мотоцикл получил название Jawa 500 typ 824, но масштабного производства так и не состоялось.
В СССР все работы были завершены к 1985 году. Была представлена новая предсерийная модель под названием ИЖ-500. В мотоцикле, кроме оппозитного мотора продвинутой конструкции было применено несколько интересных решений.
Двойная трубчатая рама, дисковые тормоза спереди, спицованные либо литые колеса, новая вилка, 5-ступенчатая коробка передач интегрированная в общем корпусе с движком и даже электростартер. Для версии с боковым прицепом были предусмотрены тормоза для коляски с гидроприводом.
Созданный советскими инженерами оппозитный движок воздушного охлаждения объемом 496 кубических сантиметров выдавал 36 лошадиных сил, при 39 Ньютон метра крутящего момента. Что для начала 80-ых было неплохо.
Технические характеристики ижевского оппозита -
- Тип - оппозитный, 4-ёх тактный
- Рабочий объем - 496 см3
- Мощность - 36 л.с. (26.5 кВт) при 7000 об/мин
- Крутящий момент - 39.2 Нм
- Кол-во цилиндров - 2
- Диаметр цилиндра - 68 мм
- Ход поршня - 67 мм
В прогрессивном движке была внедрена комбинированная система смазки с мокрым картером, смазка осуществлялась под давлением от масляного насоса и разбрызгиванием. Моторная передача шестеренчатая с демпфером, а крутящий момент на заднее колесо передавался с помощью кардана заключенного в закрытую трубу. Кроме электростартера был предусмотрен и кикстартер. Рычаг переключения передач разместился под кикстартером, над выхлопной трубой по левой стороне.
Межведомственные приемочные испытания мотоциклов, показали высокие параметры опытных образцов. Но оппозитные ИЖи так и не появились на конвейере. 4-ех тактный мотор требовал высокой конструктивной точности изготовления картерных узлов и головок цилиндров.
Соответствующего оборудования на ИЖМАШе не было. А профильные министерства и ведомства отказались вкладывать ресурсы в техническое перевооружение мотозавода. К 1988 году проект закрыли окончательно. Вот такая печальная история довольно интересного мотоцикла.
Обнаружил оппозитный ИЖ-500 в Музее техники Вадима Задорожного. По бумагам, этот мотоцикл выпущен в 1983 году. Судя по всему для него предназначался боковой прицеп, поскольку на раме есть соответствующие крепления.
Снял для своих подписчиков небольшой видео обзор ижевского оппозитника.