Есть у меня хорошая знакомая N. Я про неё уже как-то писала. Она периодически ездит к дочке во Францию. А по пути живёт у меня в Подмосковье. В этот раз задержалась. Потеряла вид на жительство, оформляет въездную визу. Документы все подали, а ответа всё нет и нет. Уже третью неделю. Волнуемся.
На минуточку, гражданке N. 75 лет. И вот об этом я как раз и хочу поговорить. Дама заезжает ко мне последние лет 10. Когда пару раз в год, когда раз в 2-3 года, но достаточно регулярно.
То она из России во Францию, то из Франции в Россию. Всегда со своим чемоданом на колёсиках и улыбкой. Я её встречаю, провожаю. И всё время отмечаю одну странную тенденцию.
Встречаю из Франции
Навстречу мне летящей походкой, в туфлях на устойчивом каблуке, с чемоданом двигается мадам. На ней элегантный брючный костюм, который умело скрывает недостатки 88-килограммовой фигуры. А ещё - шляпка такая задорная. Никакого макияжа! Глаза светятся. Кожа ровная. Настроение прекрасное. Загляденье да и только! Ей 73 года. Выглядит на 60. Во Франции она прожила полгода.
Встречаю из России
Едет от детей и внуков. По коридору аэропорта уныло бредёт старушка. На ней какой-то невзрачный балахон, который уродует её 96 килограммовую фигуру, тапочки типа "сабо". Шаркающая походка. Серое лицо, грустный взгляд. При этом макияж и удушающий аромат духов. Тяжело толкает чемодан. Ей 74 года. Выглядит на 90. В России она прожила 6 месяцев.
В чём дело?
Сейчас у нас есть время поговорить. И я спрашиваю: - В чём дело? Почему из Франции едем мадам, а из России - старушка?
N. грустно улыбается и отвечает: - Так и есть! Во Франции ко мне все обращаются: мадам! И к дочке тоже: мадам! Все там мадамы. А в России я бабушка, а для некоторых - старуха. Дочка - женщина, а я - старушка. разделение такое.
Во Франции я чувствую себя женщиной без возраста. А в России возраст ощущается. Вот даже к врачу пришла во Франции. Он 30 минут так ласково со мной разговаривал. Лечение расписал, сказал, когда ещё прийти. И если хуже будет, что делать. Лекарства выписал. Узнал, что в Россию поеду, выписал на все полгода, чтобы хватило до возвращения.
В России была у врача. Всё наспех. Лекарства выписала. Я говорю: мне они не подходят. А она: - Не выдумывайте! Всем подходят, и вам подойдут! Я ей говорю: - Ну я же знаю, что не подходят! Выпишите другие. А она мне: - В Вашем возрасте уже своё имя забывают, не то, что таблетки.
Вот, пришлось купить в аптеке те, что нужны...
В общем, в России я чувствую каждый свой год. Мне кажется, что все мне намекают и прямо говорят, что я старая, что уже пора отправляться в мир иной. А там нет этого. Я просто мадам N. И ко мне относятся точно так, как и к моей дочери. Возраст не ощущается.
А я спрашиваю ещё: - А что с весом?
А она: - Что дети едят, то и я ем. Питание сильно различается в России и там. Тут мы мясо, сало... а там - больше салаты листовые, овощи, рыбу.
И ещё я спрашиваю: - А дети как относятся?
Она: - Хорошо относятся. И дети, и внуки. Любят, заботятся. Только там по-французски, а тут по-русски.
И напоследок я задаю ещё один вопрос: - Где больше нравится жить?
Она: - Я бы жила в своей деревне, где мой дом, где мы с мужем жили вместе. Но после его смерти - не могу. Вот и болтаюсь между двух стран. Там - мадам, тут - бабушка.
Да мне всё-равно, кем быть. Лишь бы быть нужной и полезной...