- А вы в садик ходите?
- Нет! – отвечают мои дочери.
- Как нет?! – сразу впадают в ступор окружающие.
Старшей дочке 4,5 года, младшей – 2. В саду старшая была 1 час, когда я в порыве внутренних терзаний пошла на родительское собрание перед 1 сентября.
Это был решающий момент. Я хотела посмотреть место, в котором, возможно, буду оставлять ребенка на большую часть дня.
Было бы проще, если бы я увидела роту тараканов, обшарпанные стены и игрушки, цепями прикованные к полу. Но нет. Все оказалось нормальным, на 4-рочку: нормальные группы, нормальные игрушки, нормальные коридоры. В актовом зале висела плазма и отблескивали глянцевые потолки. А когда я зашла в спальню, я увидела ряды одинаковых пронумерованных кроваток. Они тоже были не новые, но вполне приличные. Однако взглянув на них, я твердо поняла: я оставлю здесь ребенка только в очень крайнем случае. Нипочему, просто такое сильное внутреннее ощущение.
- А как же без сада? – постоянно спрашивают на площадках. Настолько часто, что я стараюсь не затрагивать эту тему.
- А социализация? – вопят родственники в телефон.
- А работать как? – говорят более здравомыслящие люди.
Вот 12 причин, по которым мои дети «сидят дома»:
1. Не считаю нужным оставлять их с посторонним человеком.
Воспитатель – возможно, хороший, но абсолютно незнакомый мне человек. На собрании, конечно, сказали:
- Знакомьтесь, Ингеборга Марковна!
Что это мне дало? Я не знаю, что это за личность. Ее ценности, взгляды, способы воспитания – загадка для меня. Читает ли она книги? Что думает по поводу мнения ребенка и его свободы? Если я начну все это выяснять, я потрачу много ее времени (и логично, если она будет против).
Но оставлять ребенка с человеком, о котором я знаю только имя… Мне не хочется, пока я могу без этого обойтись.
2. Хочу знать, что они едят (и не только).
Небольшое количество воспитателей скидывают фото еды в вайбер три раза в день. В раздевалке висит меню. Однако я хотела бы видеть, что ест мой ребенок. Вероятно, даже попробовать пару раз.
Я не думаю, что в садиках специально травят детей или что-то подобное. Просто мне удобно знать, что и в каком количестве съел ребенок. Дома, простите, я вижу даже как и сколько дети покакали. И это позволяет мне оценить состояние их ЖКТ.
Просить воспитателя докладывать о какашках ребенка? Она задаст мне резонный вопрос:
- Извините, всех 30 детей или только вашего? – и будет права.
3. Не люблю вранье.
Я стараюсь не врать детям. Даже в мелочах.
- Придет бабайка и укусит, родители не придут за тобой, придет медсестра и сделает укол…
Без этого хотелось бы обойтись.
Да и всякая ерунда, в стиле:
- Дети, завтра мы отправимся в НАСТОЯЩИЙ ПОХОД! Скажите родителям, что нужны рюкзачки и кепочки.
Потом родители восхищенно постят «поход» в соцсети. А по факту дети обошли вокруг садика. В лучшем случае – поиграли на «чужих» площадках.
4. Хочу воспитывать своих детей сама.
Я родила детей, чтобы с ними жить. Мне не нужен человек, который будет вкладывать им в головы свои ценности. А воспитатель будет делать это, даже не имея такой цели.
Я хочу сама объяснять, что нельзя и что можно, что плохо и что хорошо.
5. Отсутствие речи.
Ни в 2, ни в 3 у старшей дочери не было речи, соответствующей возрасту. И меня напрягало, что она весь день будет где-то с кем-то, а потом даже рассказать мне об этом не сможет.
6. Детские занятия.
Рисование, лепка, аппликации... Давайте честно, когда этим занят 3-летка, вокруг испачкано все. И сам ребенок тоже.
Или за него 90% делает взрослый. Тогда и работа покрасивше,и окружающий мир выжил. Но что ребенок вынес из этого? Что все нельзя? Или что он все делает плохо? Или что рисовать – это скучно?
Дома во время таких занятий я разрешаю очень много. И разлить, и рисовать руками, и разукрасить ноги… Я не могу требовать этого от сада: после одного такого занятия в группе нужен будет евроремонт. Но я считаю, что знакомство с этими техниками и искусствами должно быть свободным. А то вырастают потом такие как я: с боязнью белого листа и первой страницы блокнота.
Я не понимаю, почему нельзя сидеть внутри песочницы, а можно только с внешней стороны. Почему нельзя снять в песочнице обувь… Хотя в одном из садов района проблему решили проще: накрыли песочницы брезентом, придавили камешками и не открывают никогда.
А уж как мы «дома» прыгаем по лужам… Садик себе такого точно не позволит.
7. Хочу видеть, как растут дети.
Я много фотографирую, записываю их цитаты, люблю наблюдать за ними. Садик лишит меня этой привилегии. Я хочу первой слышать смешные фразы и утешать при первых печалях.
8. Температурный режим.
Сто раз наблюдала, как в майские внезапные +20 детей выводят днем в куртках и шапках, в которых их привели в 7.30 утра. Дети красные, потные и не очень счастливые. И зачем?
А вот это +28 в группах с закрытыми окнами, где скачет детская орава?
9. 2 взрослых на 30 детей.
Я оставалась одна с 4-мя разновозрастными «крохами» от 1,5 до 5 лет. И мои силы/внимание уходили на них полностью.
Мне 30. Меня ничто не убедит, что у женщины за 50 сил больше и внимание сфокусированнее. Третий глаз на затылке после окончания педвуза тоже не выдают. Она физически не сможет уследить за всеми: кто-то упадет, кто-то подерется, кто-то наестся песка, кто-то убежит за ворота.
Не надо мне рассказывать, что в 2-3 года дети должны разруливать все это сами. В особый воспитательский дар я верю, но считаю, что это про умение находить общий язык с детьми и самой быть немного ребенком. Но никак не о том, чтобы разрываться на 30 частей 5 дней в неделю по графику.
10. Отсутствие внимания к потребностям детей.
Один хочет спать в дневной сон, другой – нет. Один любит макароны, второй – пюре, третий – супчик. Маше хочется читать, Пете – рисовать, Коле – катать машинки.
А провести около 240 дней в году им придется по учебному плану и меню, составленному кем-то совершенном десятым. Сегодня у всех икебана и котлетка, завтра – танцы и банан. И выбора у детей нет.
Я взрослая тетя, я понимаю, что все это развивает и полезно для здоровья. Но если меня заставят есть творог, который я ненавижу, и ходить на сальсу, которая мне тоже не по душе, счастливее я явно не стану. А вот на стены слажу несколько раз.
11. Отсутствие у детей представления о реальной жизни.
Еда в саду готовится «сама по себе» трижды в день. Игрушки убираются сами. Куда уходят родители – непонятно. Они говорят, что на работу. Но где это? Что это? Как это?
12. Большую часть жизни до школы ребенок проводит с чужими людьми.
Час утром и два часа вечером? Это не то время, которое кажется мне достаточным для ребенка.
Особенно, если учесть, что за этот короткий период надо успеть его покормить, покупать, переодеть. Сколько остается на спокойную беседу? На бесцельные обнимашки?
Кстати, сама в сад я ходила спокойно. Без особой радости, но и без истерик. Воспитатели меня любили. Но если бы меня спросили (и родители имели возможность спросить):
- Хочешь идти в сад или нет?
Я бы твердо сказала: «Нет».