Это ознаменует официальное завершение боевой миссии США в Ираке, но о сокращении численности американских войск пока речи нет
Объявить об этом изменении, пишет американский журнал Politico, планируется в понедельник, 2 августа, после встречи премьер-министра Ирака Мустафы аль-Кадими с президентом Джо Байденом в Белом доме.
Согласно плану, который не будет означать вывода американских войск из страны, ряд американских военнослужащих останется в Ираке на неопределенный срок. Эти войска будут обеспечивать материально-техническую и консультативную поддержку, а также возможности военно-воздушных сил, разведки и наблюдения в борьбе с Исламским государством, которое на этой неделе взяло на себя ответственность за террористический акт в Багдаде, в результате которого погибли десятки человек.
Это объявление станет кульминацией ряда стратегических диалогов между Ираком и официальными лицами США по поводу американского военного присутствия в Ираке за последние несколько лет, сказал он. Хотя общая численность, вероятно, не сильно изменится - сегодня в Ираке находится около 2500 военнослужащих США, - оставшиеся боевые силы, вероятно, будут передислоцированы, заменены персоналом, сосредоточенным на консультативной миссии, в период с настоящего момента и до конца года.
Это изменение, которое обсуждается на встрече официальных лиц США и Ирака в четверг в Пентагоне, ознаменует еще один сдвиг в военном присутствии США в Ираке, где Соединенные Штаты держали свои войска в последние 18 лет.
Кадхими предварительно сообщил об этом в недавнем интервью, заявив, что Ирак больше не нуждается в боевых войсках США. «Иракцы теперь готовы встать на ноги и защитить себя. Мы больше не нуждаемся в боевых частях США, - сказал Кадими обозревателю Washington Post Дэвиду Игнатиусу. - В то же время мы по-прежнему будем нуждаться в разведывательной поддержке, обучении, наращивании потенциала и советах».
Пресс-секретарь Пентагона Джон Кирби сказал журналу Politico, что встречи на уровне министров «будут отражать широту этого партнерства и важность, с которой администрация Байдена рассматривает Ирак как точку опоры для стабильности на Ближнем Востоке. Мы ожидаем ряда встреч. результаты будут объявлены в этих областях в конце визита».
Подход администрации Байдена к конфликту в Ираке резко контрастирует с ситуацией в Афганистане, когда Америка заканчивает свою самую долгую войну. В Ираке официальные лица США и Ирака стремятся к долгосрочному военному партнерству; Ожидается, что в Афганистане все американские войска уйдут к 31 августа, за исключением примерно 600 человек, которые останутся для обеспечения безопасности посольства США и аэропорта Кабула.
В Ираке же, говорят официальные лица, другая ситуация. За последние годы Пентагон обучил сотни тысяч иракцев, которые вели борьбу против Исламского государства, а американские военные при необходимости обеспечивали поддержку с воздуха и разведку. По словам официальных лиц, иракские спецподразделения являются одними из самых боеспособных и испытанных в боях в регионе. В Афганистане, напротив, талибы добивались стабильных успехов в течение многих лет, и потому мирное соглашение администрации Трампа с этой группировкой в 2020 году сделало вывод американских воёск практически неизбежным.
Иракский премьер Кадими находится в сложном положении, пытаясь уравновесить давление связанных с Ираном политических группировок в своем правительстве, которые хотят полностью избавиться от американских войск, и постоянной потребности Ирака в критически важной военной поддержке США для продолжения борьбы с террористами. Добавляя еще один уровень сложности к дилемме Кадими, поддерживаемые Ираном группы ополченцев неустанно атакуют американские и иракские войска в стране с помощью беспилотников и ракет.
Хотя изменение на местах будет незаметным, официальное признание смены целей пребывания американцев в Ираке можно представить как политическую победу Кадими в преддверии парламентских выборов, намеченных на октябрь.
Американские военные постепенно переходят в Ираке к роли консультантов с лета 2020 года, когда американские и иракские официальные лица договорились о сокращении боевых сил США в стране. В совместном заявлении от 7 апреля они провозгласили, что в связи с растущим потенциалом иракских сил безопасности, «миссия сил США и коалиции теперь перешла к миссии, ориентированной на учебные и консультативные задачи, что позволило перебросить войска. любые оставшиеся боевые силы из Ирака, сроки которых будут определены в ходе предстоящих технических переговоров».
На следующей неделе будет официально объявлена дата окончания перехода. Но источники журнала Politico подчеркнули, что вывод войск США в ближайшее время всерьез не обсуждается.
Американские военные сохраняют постоянное присутствие в Ираке с 2014 года в рамках операции «Внутренняя решимость», в ходе которой американские войска вернулись в страну из-за подъема Исламского государства. Но Ирак стал полем битвы в конфликте между Вашингтоном и Тегераном в 2019 году после выхода тогдашнего президента Дональда Трампа из ядерной сделки с Ираном и повторного введения санкций в предыдущем году.
Конфликт ещё более обострился после убийства американцами 3 января иранского генерал-майора Касема Сулеймани в Багдаде, что привело к тому, что через два дня Совет представителей Ирака одобрил необязательную резолюцию, призывающую к прекращению военного присутствия США в Ираке. Той осенью Пентагон официально объявил о плане сокращения военного присутствия США в Ираке более чем на треть, с 5200 до 3000 человек, а уже к январю 2021 года администрация Трампа сократила это число до 2500.
Тем не менее нападения на американские войска в Ираке продолжаются и в последние недели даже участились, несмотря на ответные авиаудары США в феврале и июне. Всего за одну неделю в начале июля американские войска и дипломаты в Ираке и Сирии подверглись шести ракетным и беспилотным атакам.
Официальные лица США говорят, что возросшая угроза, в том числе серия атак беспилотников в июне, отражает стремление Ирана вынудить Америку вывести войска из Ирака. На Капитолийском холме законодатели-республиканцы заявили, что прекращать боевую миссию нельзя, ибо ИГИЛ и поддерживаемые Ираном формирования продолжают угрожать суверенитету Ирака. «Поскольку мы наблюдаем, как Афганистан погружается в хаос, а ИГИЛ продолжает нападать на Ирак и Сирию, сейчас не время ни для США, ни для Ирака делать вид, что наша общая миссия завершена», - заявил в четверг лидер меньшинства Сената Митч МакКоннелл. Сенатор Джони Эрнст (Род-Айова) сказала, что она «обеспокоена выводом всех наших войск, не имея хорошего надежного плана вывода, и того, как мы будем реагировать на всплеск терроризма».
Республиканцы в значительной степени поддержали ответные удары Байдена по поддерживаемым Ираном боевикам в Ираке и Сирии, но призвали его разработать стратегию, чтобы навсегда вытеснить террористические группировки из этих стран.
Палата представителей недавно отменила устаревшие разрешения на ведение войны в Ираке, и ожидается, что в конце этого года Сенат последует её примеру. Некоторые республиканцы утверждали, что отмена этих разрешений без необходимости помешает Байдену преследовать террористические группировки в Ираке, хотя изначально меры были приняты для санкционирования военных действий в ходе первой войны в Персидском заливе и усилий по свержению правительства Саддама Хусейна.