Я не скрываю того факта, что моя мама (тонкий, вдумчивый и трудолюбивый научный человек) с искренним сожалением относится к моему нынешнему учительскому статусу. Даже памятуя о том, что практиковать мне посчастливилось в училище при Московской консерватории, давно и успешно... Был жив папа - расценивал ситуацию точно так же.
Когда мне было 25 и я удачно влилась в уважаемый педколлектив, родители видели в этом лишь временное решение моего трудоустройства - следующий шаг после преподавания в ДМШ/ДШИ, составившего пятилетний начальный этап. Далее им представлялось, с моей стороны, всепоглощающее изобильное творчество - большое, красивое, востребованное, очень кому-то нужное и, разумеется, щедро оплачиваемое. Таким было их видение качества музыкантской жизни.
Я не претендую на высокие слова о призвании - и не буду, конечно, кривить душой. Не смогу ответственно заявить: мол, нашла себя безусловно, счастлива в педагогике однозначно, ни о чём ином не помышляю и "приросла" пожизненно. Это было бы неправдой.
Мои мотивы предпочтения учительства выглядят совсем по-другому. Продолжая рисовать в блоге "неадаптированный" автопортрет преподавателя "Мерзляковки" среднего поколения - обозначу их со всей откровенностью.
Я человек режима - строгого, безальтернативного, спасительного для моего существа. Для хорошего самочувствия и рабочего состояния... мне жизненно необходимы раннее начало дня и присутственный график. Четырёхкратное материнство окончательно воспитало мою "жаворонковость" и убедило в единственной правильности такой стратегии. Счастлив тот, у кого подобные биоритмы заложены природой, - а в моём случае это так.
Педагогический рабочий расклад исключительно удобен и комфортен при многих несовершеннолетних наследниках. Это и возможность выстраивать индивидуальный график, строго "выгораживая" вечера для обучения своих детей, - и ни с чем не сравнимый, огромный летний отпуск. Единственное условие реализации - жёсткая организованность всей семьи по утрам! Раннее начало - больше учебных часов. А оплата труда, как известно, зависит от нагрузки - кстати, нелинейно зависит.
Что ещё для меня принципиально всегда - так это возможность работы с людьми и продуктивного общения. Не могу отнести себя к абсолютным экстравертам, однако же, деятельность категорически предпочитаю общественную. В отпуске (как я уже неоднократно писала) изолируюсь со своими детьми - а вот работу настоящую вижу в густонаселённом образовательном пространстве. Взаимодействие с одарёнными учениками и не менее одарёнными коллегами - замечательный "бонус" музыкальной педагогики СПО.
Учительство есть стабильность и предсказуемость жизни. Это гораздо больше, чем "синица в руках". Я бы сказала, что преподавание может послужить добротным фундаментом для трудовой биографии музыканта в целом, как бы ни разворачивались события в дальнейшем.
Если специализация теоретико-композиторская, то роль педагогической основы, закономерно, возрастает. Недаром говорят: "Хочешь что-либо познать глубже - начти это преподавать!" Следуя именно такой логике, я горячо полюбила предмет гармонии... примерно на 29-м году своей жизни, когда мой первый выпуск юных теоретиков активно заиграл самые сложные модуляции и преуспел в сочинении песенных форм. Так дисциплина и осталась моим фаворитом, хотя развитие слуха и прочие сольфеджийные активности я тоже принимаю близко к сердцу.
Довольна ли я своей педагогической деятельностью с финансовой стороны? Разумеется, нет. Проблема в том, что чистое репетиторство на дому, вне привязки к СПО и вообще к учебному заведению (к какому бы то ни было), при той же занятости и плотности нагрузки, могло бы принести доход в 3-4 раза больший, нежели труд по "сетке" в консерваторском колледже.
Но, во-первых, так было бы при соблюдении идеальных условий, которые, с этической стороны, в частной практике порой грубо не соблюдаются, а во-вторых... принадлежность к великой школе с традициями, к "бренду" и коллективу (кстати, весьма непросто заслуженная) для меня ценнее спонтанных-"безымянных" денег. Выступая (нечасто) в качестве репетитора, я представляю тем самым "Мерзляковку", и "соискатели" выходят на меня как на человека из системы. Это радует. Это вдохновляет.
Потребности подрастающих детей растут - и их, с хорошей вероятностью, предстоит покрывать маме тех самых детей. Как бы ни было уютно в "тихой заводи" учительства, но, определённо, уже в ближайшем будущем предстоит целенаправленно распространить своё влияние за её пределы. Чёткой программы у меня пока нет, однако же, мысли и зацепки имеются. Это просто обязаны быть творческие проекты - и это великие риски.
А пока... месяц до нового учебного года. И на работе, и у детей. Предстоят честные будни с постоянным поиском компромиссов.
Нужно будет много бегать, оптимизировать, а ещё - широко улыбаться, в том числе и тогда, когда внутренняя ситуация к тому совсем не будет располагать. Это тысячу раз отработано.
По-прежнему сохраняется твёрдая уверенность в том, что "Мерзляковка" нуждается в моей активности.
А значит, всё идёт по плану!