Первое знакомство ребенка со сказкой начинается обычно еще тогда, когда он в силу возраста не может даже понять, о чем в ней говорится. Так, родной спокойный голос мамы, рассказывающий грудничку простого «Колобка» или «Курочку Рябу» перед сном, действуют аналогично колыбельной. Спустя некоторое время он уже будет понимать, о чем идет речь в сказке, определит свои любимые, и даже будет подсказывать или исправлять рассказчика. Но ритуал засыпания под сказку останется. А потом уже усвоит, какой урок несет рассказ, то есть увидит истинное предназначение сказок. Хотя полезная палитра сказок не заключается только в усвоении какого-то определенного урока. Она намного шире:
• сказка в доступной для ребенка форме дает ему такие основополагающие понятия мировоззрения, как хорошо и плохо, добро и зло, правда и ложь;
• она настраивает маленького слушателя на то, что добро всегда находит способ, пусть и нелегкий, победить зло. И это еще один веский аргумент в пользу того, почему необходимо читать детям сказки. При этом они заставляют его сопереживать сказочному герою, вместе с ним искать выход из проблемных ситуаций;
• сказка – прекрасный способ развивать у ребенка память, воображение, умение накапливать и использовать накопленный опыт. Они снимают накопленное им за день нервное напряжение и помогают эмоционально развиваться. К тому же она является прекрасной почвой для создания ребенком своих сказок или ремейков уже существующих;
• они наглядно демонстрируют, что самый верный способ достичь чего-то и, самое главное, ценить достигнутое можно только приложив усилия и не страшась труда и трудностей. А все, что досталось легко или «нажито непосильным трудом» в виде обмана – точно также и уйдет. Наглядный пример такой демонстрации – сказка «О рыбаке и золотой рыбке», где «ненасытная» к легкому добру бабка в итоге все равно осталась ни с чем. Не менее показательна и сказка «По щучьему велению», где главный герой Емеля, чтобы победить зло, все-таки встал со своей печи;
• наличие в сказке отрицательных, в том числе страшных героев и опасных ситуаций заставляют ребенка не только испытывать переживания и страх. Они еще учат их контролировать. Страшные сказки готовят малыша к взрослой жизни, показывая, что мир несовершенен и полон трудностей, которые нужно смело преодолевать.
Принимая решение читать своему ребенку сказки или нет, возьмите во внимание, что это – передающаяся из поколения в поколение народная мудрость, на которой выросло огромное количество хороших людей. И задумайтесь, стоит ли прерывать эту цепочку и заменять ее звенья искусственными, пустыми, никак не связанными с нашими культурными корнями мультфильмами.