Чтобы ваша похвала была правильно «усвоена» ребенком и пошла только на пользу его развивающейся личности, придерживайтесь таких принципов:
1. конкретика – хвалите свое чадо за определенное, конкретное и понятное для него действие. Ребенок должен понять, что именно он сделал хорошо и что, собственно, в этом хорошего. При этом избегайте личностной окраски похвалы (молодец, умница), а акцентируйте внимание на том, что он сделал (как красиво нарисовал, как хорошо убрал);
2. невербальная поддержка – дополняйте свои поощрительные слова объятиями, поцелуями, улыбкой или «мужскими» вариантами для мальчиков: пожатием маленькой ручки, легким похлопыванием по плечу. Для маленьких человечков, для которых слова еще не имеют такого большого значения, подобные доказательства нашего одобрения очень важны;
3. сравнение с другими детьми - исключите такой способ похвалы, в которой вы ставите какие-то возможности своего ребенка выше возможностей других детей, чтобы не воспитать в своем малыше чувство превосходства над другими;
4. масштабность – не захваливайте малыша буквально по мелочам, иначе он настолько к этому привыкнет, что похвала потеряет свое значение, как метод воспитания. А наоборот, будет восприниматься ребенком, как нечто обыденное, что должно сопровождать абсолютно все его действия. И реакцией такого «захваленного» малыша на вдруг возникший дефицит уже привычной для него похвалы может быть истерика, капризы и непонимание;
5. результат – старайтесь подчеркивать и поощрять те результаты, которых малыш добился сам, а не получил от природы. Особенно отмечайте его упорство в достижении своей цели;
6. объективность – реально смотрите на вещи, а особенно – на способности своего малыша. Иначе, он может вырасти, понимая, что вы возлагаете на него большие надежды, и свои неудачи будет переживать очень болезненно.
7. четкая позиция – не ставьте под сомнение прошлые результаты и достижения ребенка, за которые вы его хвалили. Оставляйте прошлое в прошлом и не сравнивайте (без надобности) с настоящим. Ребенок должен знать, что если вы похвалили его сейчас, то он действительно этого достоин, и вы спустя время, не скажете, что на самом деле тогда особенной причины для похвалы не было.
Беря на вооружение эти принципы, учитывайте и возраст вашего «воспитанника». Естественно, что строгость выполнения этих принципов должна расти вместе с ним. И будьте искренни со своими детками, поскольку именно искренность похвалы, подкрепленная любовью, является для ребенка лучшим доказательством того, что он нужен, значим, и все делает правильно.