Найти тему

Универсальная красота. Художник Lê Phổ

Ле Фо родился в 1907 году на севере Вьетнама, в протекторате Тонкин, входившем в состав Французского Индокитая. К 1887 году Франция контролировала весь Вьетнам и Камбоджу. Отец Ле Фо был чиновником французского колониального правительства, достаточно высокопоставленным, мандарином, даже «вице-королем дю Тонкин». Предполагается, что подчинялся он лишь генерал-губернатору в Ханое.

Две сестры. Гармония в зеленом. Источник: https://theschoolofcommunicationdesign.wordpress.com/tag/stuff/
Две сестры. Гармония в зеленом. Источник: https://theschoolofcommunicationdesign.wordpress.com/tag/stuff/

Три сестры в саду. Холст, масло. Источник изображения: https://vietmessenger.com/art/?artist=le%20pho
Три сестры в саду. Холст, масло. Источник изображения: https://vietmessenger.com/art/?artist=le%20pho
Пейзаж Тонкина. Панель, лак. Источник изображения: https://vietmessenger.com/art/?artist=le%20pho
Пейзаж Тонкина. Панель, лак. Источник изображения: https://vietmessenger.com/art/?artist=le%20pho
Девушки с цветами. Мазонит, шелк, масло. Источник изображения: https://vietmessenger.com/art/?artist=le%20pho
Девушки с цветами. Мазонит, шелк, масло. Источник изображения: https://vietmessenger.com/art/?artist=le%20pho

Годы французского правления оставили отличительный след в культуре Вьетнама. К 1901 году была открыта школа деревообработки, через два года была запущена программа по обучению литью и керамике. Десять лет спустя около Сайгона открылась школа графики, включавшую изучение рисунка, гравюры и литографии.

Шитье. Холст, масло. Источник изображения: https://vietmessenger.com/art/?artist=le%20pho
Шитье. Холст, масло. Источник изображения: https://vietmessenger.com/art/?artist=le%20pho
Девушка с попугаем. Шелк, тушь, гуашь. Источник изображения:  https://www.tuttartpitturasculturapoesiamusica.com/2019/05/Le-Pho-art.html
Девушка с попугаем. Шелк, тушь, гуашь. Источник изображения: https://www.tuttartpitturasculturapoesiamusica.com/2019/05/Le-Pho-art.html

В Тонкине в 1902 году была открыта Школа профессий Ханоя. Студентов обучали столярному делу, работе по металлу, керамике, вышивке и инкрустации. Профессора были французами, а мастера по каждой дисциплине - вьетнамцами. К 1920-м годам школа стала уважаемым учебным заведением, и именно здесь Ле Фо получил свои первые навыки в живописи. Директором школы был швейцарский скульптор Гюстав Гирхольц, бывший ученик Огюста Родена и уважаемый в Париже художник. Следующим шагом стало поступление в 1925 году в Школу изящных искусств Индокитая, одним из основателей которой был художник Виктор Тардье. Тардье, получив заказы на роспись для правительственных учреждений, изучал жизнь деревень около Ханоя. Он рисовал крестьян, их быт, был очарован работой резчиков по дереву, мастеров, занимающихся лаковой росписью. Поэтому он подал прошение о создании школы, в которой местная молодежь могла бы учиться профессии художника. Ле Фо стал одним из первых его учеников.

Девушка с чашкой чая. Тушь и гуашь на шелке. Источник: https://www.tuttartpitturasculturapoesiamusica.com/2019/05/Le-Pho-art.html
Девушка с чашкой чая. Тушь и гуашь на шелке. Источник: https://www.tuttartpitturasculturapoesiamusica.com/2019/05/Le-Pho-art.html
Девушка в прозрачной вуали. Источник: https://www.tuttartpitturasculturapoesiamusica.com/2019/05/Le-Pho-art.html
Девушка в прозрачной вуали. Источник: https://www.tuttartpitturasculturapoesiamusica.com/2019/05/Le-Pho-art.html
Девушка и георгины. Источник: https://www.tuttartpitturasculturapoesiamusica.com/2019/05/Le-Pho-art.html
Девушка и георгины. Источник: https://www.tuttartpitturasculturapoesiamusica.com/2019/05/Le-Pho-art.html

Тардье, из любви к местному искусству и культуре, включил в обучение курсы, характерные для вьетнамских традиций: роспись по шелку, изготовление лаковой посуды. В дополнение к типичным занятиям по анатомии, композиции, рисованию и истории искусства, он также брал учеников на занятия на открытом воздухе. В годы обучения Ле Фо классы были совсем небольшими, и каждому студенту Виктор Тардье уделял немало внимания. Ученики отвечали ему любовью. К концу обучения Ле Фо, домашний мальчик, чуткий, любящий природу и цветы, становится «одним из самых блестящих художников, созданных школой».

Грешница. Источник: https://www.tuttartpitturasculturapoesiamusica.com/2019/05/Le-Pho-art.html
Грешница. Источник: https://www.tuttartpitturasculturapoesiamusica.com/2019/05/Le-Pho-art.html
Прическа. Источник: https://www.tuttartpitturasculturapoesiamusica.com/2019/05/Le-Pho-art.html
Прическа. Источник: https://www.tuttartpitturasculturapoesiamusica.com/2019/05/Le-Pho-art.html

В 1931 году Ле Фо участвовал в работе павильона французского Индокитая на Международной колониальной выставке в Париже. Павильон был точной копией храма Ангкор-Ват в Камбодже. Этот кхмерский храм произвел сильное впечатление на посетителей ярмарки, но еще большее впечатление произвели работы молодых вьетнамцев, которые, по словам одного из парижских критиков, «превзошли французских профессоров в своем искусстве».

Девушка с букетом лотосов. Источник: https://www.tuttartpitturasculturapoesiamusica.com/2019/05/Le-Pho-art.html
Девушка с букетом лотосов. Источник: https://www.tuttartpitturasculturapoesiamusica.com/2019/05/Le-Pho-art.html

Ле Фо воспользовался поездкой, чтобы посетить европейские монастыри, соборы и музеи. Он побывал в Италии, Германии и Бельгии, где восхищался сокровищами духовного искусства, работами Ботичелли, фламандскими и итальянскими примитивами.

Ранние работы Ле Фо тушью и гуашью на шелке написаны под воздействием европейских картин на религиозную тематику, его соотечественницы изображены подобными мадоннам Фра Анджелико, но они, прежде всего живые, земные женщины. Каждая работа отличается от предыдущей, и в результате каждая наполнена своим смыслом.

Материнство. Источник: https://vsemart.com/watercolors-by-vietnamese-impressionist-artist-le-pho/motherhood-54-5-x-46-cm-ink-and-gouache-on-silk/
Материнство. Источник: https://vsemart.com/watercolors-by-vietnamese-impressionist-artist-le-pho/motherhood-54-5-x-46-cm-ink-and-gouache-on-silk/
На картине "Материнство" показана привязанность ребенка к своей матери. Он обнимает ее маленькой ручкой и целует в щеку. Сам Ле Фо потерял мать, когда ему было всего два года, и эти изображенные любовь и человечность, утрата и надежда имеют особое значение.

В1933 году Ле Фо вернулся в Ханой. До 1937 года он блестяще преподавал в Ханойской школе изящных искусств, своей альма-матер. Талант Ле Фо как художника был признан в культурных кругах Индокитая. Но в 1937 году он становится художественным руководителем секции Французского Индокитая на выставке «Искусство и технологии в современной жизни» в Париже, а затем остается жить во Франции. У сироты, которого воспитала тетя, не было семейных обязанностей, а в руке «самой красивой девушки Ханоя» ему было отказано.

Он оставил успешную жизнь для неизвестности, знал о неизбежности ностальгии, но не в Париже ли собрались тогда художественные таланты со всего мира?

Концерт. Источник: https://www.lecourrier.vn/le-marche-de-lart-vietnamien-explose-aux-encheres-publiques/408484.html
Концерт. Источник: https://www.lecourrier.vn/le-marche-de-lart-vietnamien-explose-aux-encheres-publiques/408484.html
Очаровательный вьетнамский интерьер. Лилии и пионы в корзинке, прелестная девушка играет на флейте, а другая читает письмо, скрывшись за веером, она небрежно опирается на низенький столик. Кажется, что художник ищет музыку глубоко внутри своей души, как воспоминание о потерянной родине. Воздух, мягкость и легкость создают желтый, красный, зеленый и синий тона гуаши.

На протяжении 1950-х годов сюжетами картин Ле Фо становятся женщины, которые читают, шьют или просто отдыхают в саду. А натюрморты его стремятся к большей абстрактности. Все чаще Ле Фо выбирает яркие цвета, явно восхищаясь Матиссом. Шаг за шагом, репутация крепнет, а работы выставляются в Брюсселе и Танжере, а затем и во многих других городах Европы. В 1963 году Ле Фо подписал контракт с известным североамериканским галеристом Уолли Финдли и вскоре его картины можно было увидеть в Нью-Йорке, Чикаго, Канзас-Сити, Сан-Франциско, Палм-Бич и Буэнос-Айресе.

В этот период, так и названный «периодом Финдли», Ле Фо вернулся к живописи маслом на холсте, используя исключительно яркие цвета, присущие его работам. В 1990 году, после несчастного случая (дорожного происшествия), он больше не мог заниматься живописью. В 1993 году он подарил двадцать своих картин Национальному музею изящных искусств в Ханое. Умер Ле Фо в Париже в возрасте девяноста четырех лет.

Полуденный сад. Источник: https://psyont.livejournal.com/15257528.html
Полуденный сад. Источник: https://psyont.livejournal.com/15257528.html
Анемоны и георгины. Источник: https://psyont.livejournal.com/15257528.html
Анемоны и георгины. Источник: https://psyont.livejournal.com/15257528.html
Искусствовед Вальдемар Джордж написал о Ле Фо: «Его произведения подобны безмолвным стихам».

Обложка: Девушка с розой. Тушь и гуашь на шелке. Источник: https://www.tuttartpitturasculturapoesiamusica.com/2019/05/Le-Pho-art.html

Благодарю за то, что дочитали! Делитесь своим мнением, ставьте лайк, если понравилась статья. А чтобы не потерять меня в своей ленте, подписывайтесь на канал.