Продолжаю разбор персонажей сериала Les Pays d'en haut. Сегодняшняя моя жертва – ещё одна реальная историческая фигура и второстепенный антагонист в сериале – архиепископ монреальский Эдуард-Шарль Фабр (Édouard-Charles Fabre). В сценарии это одержимый властью и роскошью товарищ, который всячески гадит кюре Лабелю в делах колонизации и пытается установить тоталитарно-консервативные порядки в городе Сант-Адель.
На самом деле Фабр как личность и исторический персонаж – гораздо сложнее и глобальнее. Родился он 28 февраля 1827 года в семье монреальских буржуа, а по совместительству – квебекских патриотов. Его отец и братья матери были видными фигурами в патриотической партии Луи-Жозефа Папино. В восстании патриотов в 1837 году один из дядей был убит, а отец – посажен в тюрьму в 1838 году, но, правда, вскоре был выпущен в силу отсутствия доказательств вины. Вообще Эдуард-Раймон Фабр (Édouard-Raymond Fabre), отец нашего героя, сам по себе – личность, оставившая довольно заметный след в истории Квебека и Канады. Будучи книготорговцем по роду занятий, он в то же время водил дружбу с Папино, Нельсоном и другими видными деятелями националистического движения. В 1843 году он посещал Папино в его изгнании в Париже. А также впоследствии содействовал возвращению беглых участников восстания патриотов из изгнания в Канаду. Впоследствии, незадолго до смерти от холеры, он даже умудрился побывать мэром Монреаля
Мать же будущего архиепископа, Люс Перро (Luce Perrault), была примерной католичкой. Замуж она вышла в 15 лет, а уже в 16 родила нашего персонажа. Всего же она родила 11 детей. Что, в общем-то, тогда, да и, по большому счёту, до недавнего времени было в Квебеке вполне себе нормой. Так, профессор на местных курсах французского языка рассказывал, что его отец, будучи сельским врачом, принимал, например, роды у женщины, рожавшей уже двадцатого ребёнка. Во времена господства в Квебеке католической церкви фертильность местных женщин была феноменальной.
Эдуард-Шарль получил классическое католическое образование, по окончании которого в 1843 году отец взял его в деловую поездку в Париж, где убедился, что сын его не имеет амбиций делового человека. Наш герой тяготел больше к духовной карьере, что отца не особо радовало. «Если ты хочешь стать священником, то ты должен стать выдающимся священником», - писал он сыну, который продолжил образование в семинарии Сульпициана в Париже. После завершения образования там и короткого визита в Рим, где он удостоился аудиценции у папы Пия 9 (интересно, за какие заслуги?), будущий архиепископ возвращается в Монреаль, где продолжает своё теологическое образование.
Став в 1852 году кюре в Пуант-Клер (Pointe-Claire) он в письмах к отцу уже проявляет определённые консервативные и авторитарные черты, упрекая последнего в следовании либеральным идеям.
В дальнейшем его карьера в церкви пошла как по маслу и в 1876 году его назначают епископом монреальским. Надо заметить, что Монреаль в то время был в каком-то роде точкой кипения разного рода политических и общественных страстей в силу, в первую очередь, бурно развивающихся капиталистических отношений, что вело к росту численности городского пролетариата, буржуазии, развитию буржуазной культуры, индустрии развлечений и т.п., а также слому патриархального сельского уклада жизни, который так любят идеализировать церковные деятели. Соответственно, и дела в монреальской диосезии были далеки от того, что виделось Фабру идеальным. В частности, плохи были дела финансовые. За решение финансовой проблемы новый епископ взялся энергично, обложив разными податями и сборами приходы и прихожан. Диосезия досталась новому епископу в состоянии раздираемой общественно-политическими противоречиями. На это нужно было как-то реагировать и действовать. Соответственно, он действовал, как умел, оставаясь при этом ультраконсерватором.
Так, в частности, Фабр отрицал любое право рабочих на самоорганизацию кроме как под эгидой работодателя или церкви. Также он выступал против спортивных и подобных активностей, ношения женщинами украшений. Женщинам должно было быть, по его мнению, запрещено практически всё, вплоть до пения в церковном хоре, не говоря уже о публичных собраниях и даже посещении воскресных базаров. Театры, лотереи, парки развлечений, пикники, карнавалы и даже детские конкурсы являлись, по его мнению, явлениями глубоко порицаемыми.
Что касается колонизации, то, в отличие от того, что было показано в сериале, монсеньёр Фабр горячо её поддерживал, в том числе и усилия кюре Лабеля. Разногласия между ними случились уже по поводу назначения кюре на светскую должность в правительстве Мерсье. Надо сказать, что Фабр вообще пытался всячески навести дисциплину в подчинённом клире. В частности, запрещая занимать светские должности, питие спиртных напитков и прочие радости. Что вкупе с увеличившимися поборами с приходов неизбежно привело к конфликту со значительной частью клира.
При этом ставший в 1866 году кардиналом и архиепископом новоиспечённой монреальской архидиосезии обычно был всегда лоялен светской власти вне зависимости от того, кого туда на данный момент избрали.
Помер он в 1896 от краба печени.
В целом Фабр был человеком крайне деятельным как на религиозном, так и на общественном поприще. Мне сложно считать его таким записным злодеем, как он представлен в сериале. Скорее, это был несомненно одарённый, хорошо образованный, благонамеренный, но застрявший сознанием глубоко в патриархальном прошлом консервативный и фанатичный религиозный деятель.