Здраствуйте все, я инвалид 1 группы. Сегодня я продолжаю публиковать повесть деда Петрова Андрея Дмитриевича с разрешения Петрова Михаила Андреевича.
12.
С каждым прожитым днем Виктор Алексеевич втягивался в свою работу. Он уж считал себя настоящим учителем, узнавал характеры и способности своих первачков. О каждом из них он мог уж многое рассказывать. Самым тупым в счете оказался Саша Сердученко. Если по другим предметам он тянулся на "уд", то по арифметике совершенно ничего не соображал. Весь первый месяц занятий Виктор Алексеевич учил его счету в пределе первого десятка. Дедактическим материалом служило все, что можно считать. Применялись палочки, спички, парты, окна и так далее. И, не смотря на такое упорство, учителя, Саша оставался по-прежнему самым отсталым в счете. Но Виктор Алексеевич не терял надежды, надеялся на то, что рано или поздно, но научит его. "Дресировкой научу. Ведь животных выучивают, а Саша-то человек,"- думал учитель.
В свободные минуты Виктор Алексеевич иногда посещал родителей Саши. Отец у него арестован. Мать и три сестры в доме. Виктор Алексеевич очень осторожно, чтобы каким-либо неуместным словом, необидеть, разговаривал с ними. В начале разговора он всегда старался сообщать им нечто положительное, что проявлялось в Саше. И только напоследок сообщал, что счет Саше не даеться. С ним нужно много работать, чтобы научить его считать. Для этой цели он просил сестер заниматься с ним. Сестры, примерно, знали о плохих способностях брата и соглашались, не протеворечили учителю; обещали помогать Виктор Алексеевич верил им, поэтому уходил окрыленный надеждой на то, что в скором времени ему удасться подтянуть Сашу по арифметике.
После некоторых размышлений Виктор Алексеевич решил усилить тренировки в счете для Саши. Кроме того, что сам тренировал Сашу при каждой возможности, прикрепил к нему и Веру. "Пусть и она позанимаеться с ним,"- думал он. Но от этой затеи ему сразу же пришлось отказаться: на первой же встрече между ними произошел конфликт. Вера задала Саше пример: к 2+3=? После длительного счета, Саша написал ответ-4. Вера не сдержалась.
-Вот болван неотесанный! Такой пустяк, а ты не можешь решить!- в запальчивости крикнула Вера. Эти слова глубоко возмутили Сашу. Он замахнулся и намеривался ударить Веру.
-Виктор Алексеевич, Виктор Алексеевич!- закричала Вера, увертываясь от удара.-Он дереться!
-Саша, драться нельзя!- заступился Виктор Алексеевич за Веру.-Она добра тебе желает, а ты бить ее собрался. Нельзя так делать!
-А чо-о-о она дразница-а... вот я наподдаю ей...
-Драться нельзя!- строго сказал учитель, и Саша присмирел.
-Вера, ты иди домой, я сам позанимаюсь с Сашей-Она мгновенно схватила свою сумочку с книгами и выпорхнула из класса. Наблюдая эту сценку Виктор Алексеевич понял, какую тяжелую ношу снял с плеч девочки. С ее-то способностями разве могла она возиться с такой бездарностью как Саша?! Заниматься с абсолютным тупицей для Веры оказалось жестоким испытанием. Ну, как это он не может сосчитать к 3+2=5. Это же такой пустяк! Вера конечно не понимала этого, что для Саши и даже такой простейший пример с трудом постигаеться. Она охотно бы занималась, если бы с кем-то другим, у кого мозги работают более подвижно. Хотя эксперемент этот не удался, но Виктор Алексеевич не огорчился; он даже обрадывался тому что Саша -то все-таки считает: ведь чтобы дать хотя и неправильный ответ, как это и получилось у Саши, нужно считать. Поразмыслив таким образом, у Виктора Алексеевича появилась надежда на то,что он научит Сашу считать.
-Ладно Саша, не обижайся на Веру. Она девочка неспокойная и хотела, чтобы ты сразу же решил пример правильно. А так не у всех получаеться, не все ученики могут решить правильно с первого раза. Им часто приходиться вновь и вновь пересчитывать, пока не получат правильный ответ. Вот и ты попробуй еще раз посчитать и тогда посмотрим, что у тебя получиться. Такими спокойными и убедительными доводами Виктор Алексеевич воодушевил Сашу который охотно продолжил решение примера, заданного Верой. И вновь в ход пошли палочки. Он отложил в сторону три палочки, к ним подвинул еще две. В набранной кучке оказалось пять палочек. И Саша посмотрел на учителя. "Нужно ли еще что-то делать?"- будто хотел спросить он.
-Теперь посчитай, сколько у тебя получилось?... Саша посчитал и сказал:
-Получица пять...
Молодец, Саша. Правильно посчитал. А теперь я задам тебе: х+3=9. И этот пример Саша решил правильно. Решил и еще несколько примеров. Так продолжалось почти каждый день в неурочное время, чаще всего после уроков.
Упорная работа с Сашей не прошла бесследно.к началу октября он решал в счете и в общем потянул на "УД". Для Виктора Алексеевича-Великая радость! Самый слабый, самый тупой ученик его класса стал успевать. Разве это не радость для учителя?!
У Лени Козырева и Вани Плотникова свои особенности в характерах. Рыживатый Леня с вихорком волос на лбу, оказался абсолютно рассеянным. Таких рассеянных Виктору Алексеевичу еще не приходилось встречать ни в детстве, ни во взрослой жизни. Вот Леня смотрит на учителя не отводя взгляда, а думает не весть о чем. Правда, глаз-то как таковых у него и не видно. А заметны только узенькие щелочки между век. Несмотря на это, казалось, он видел не только впереди себя но и позади, и с боков словно голова его состояла из многих тысяч глазков как у насекомого. В любую минуту спроси его о том, что делает товарищ, сидящий с зади, или сбоку, он тут же ответит совершенно безошибочно.
Леня всегда чему-то улыбался. А возможно так только казалось Виктору Алексеевичу. "И чему он улыбаеться?". Иногда улыбка Лени походила на плач. Но никто его не обижал. В таком виде внешне выглядел Леня Козырев. А чтобы подготовиться к уроку-достать из парты букварь или тетрадь( в зависимости от наступившего урока). Учителю приходилось повторять по несколько раз одно и тоже: доставай букварь, доставай букварь... Требование учителя Леня вроде бы и не замечал, посмеивался и не думал выполнять требование учителя." Интересно бы узнать, о чем он думает в эти моменты?"- думал Виктор Алексеевич. Наконец, учитель выходит из себя, стучит ладонью по столу:
-Леня, букварь доставай! У нас же давно урок начался...
-Ах, букварь?- говорит Леня и лезет в парту за букварем. Но тут же забывает, что нужно сделать. Он прекращает всякое действие, и вновь поблескивает щелочками глаз.
-Леня, доставай букварь! И будем читать!- требует учитель стоя у его парты.
-Ах, букварь...-спохватывается Леня и все повторяется вновь.
И так повторяется на каждом уроке. Со временем все первачки привыкли к подобным процедурам. Они стали помогать учителю готовить Леню к занятиям. В начале каждого урока словно болельщики на стадионе которые кричат"шайбу", "шайбу" кричат: букварь, букварь,букварь или тетрадь, тетрадь, если урок был связан с письмом... Лене повидимому нравилось такое внимание всех учеников класса. При такой настойчиво ти он привыкал вместе со всеми готовиться к уроку. Несмотря на такую рассеяность Леня по всем предметам учился на твердое "ХОР".
Рядом с Леней сидел Ваня Плотников. Внешне он ничем особенным не отличался от других. Но в нашем маленьком классе он оказался личность незаурядной. Стоило хотябы немного капнуть его как в нем раскрывался талант комика. Виктор Алексеевич узнал об этом на уроке развития усной речи. К концу урока Ваня поднял руку.
-Ваня, ты что еще хочешь добавить?-спросил его учитель.
-Я хочу рассказать...
-Что ты хочешь рассказать?
-Анекдот...
Несколько секунд учитель думает: хорошо ли на уроке да еще с первочками заниматься рассказом анекдотов.
-Анекдот? "Идет беседа по картинки, а он со своим анекдотом"...
-Да, анекдот...
-Должно быть нецензурный?
-Не-ет цензурный.
-Тогда рассказывай! Но чтобы рассказ твой был складным.
-Расскажу складно,-заверил Ваня.-Пристав за партой, он начал рассказывать. Всех своих героев, о которых шла речь, он изображал в лицах, изменял голос, делал разные движения и ужимки, которые должны были в тех или иных ситуациях проявлятся герои его рассказа.
-Мама дала дочке денег,-начал он свой рассказ,-и сказала ей:" Иди дочка в магазин и купи мне радикуль". Чтобы не забыть что купить, девочка шептала:-" Радикуль, радикуль радикуль..." Она бежала и все время так говорила. Но вдруг она споткнулась и-и-и- шлеп! -Ваня показал как все произошло.- А когда поднялась, забыла чего нужно купить. И она стала повторять: "Редьки куль, редьки куль, редьки куль...." "В магазине спросила:"Тетенька, продайте мне редьки куль."- "Чего, чего"- не поняла тетенька- продавщица. -"Редьки куль! Мама просила купить ей редьки куль". -"Деточка, мы не продаем овощи. Иди в овощной магазин, там и купишь",- строго сказала тетенька- продавщица.
Девочка побежала в овощной магазин, а сама твердила: "Редьки куль, редьки куль, редьки куль,..." И тут она снова споткнулась и-и-и-и- шлеп! А когда поднялась стала твердить:"Радикуль, радикуль радикуль..." В овощном магазине она спросила:-"Дяденька, продайте мне радикуль."- "Девочка мы не продаем радикули- у нас овощи. Иди в другой магазин, там и купишь себе радикуль."
В том магазине, куда ее послал дяденька- продавец овощей, она уже побывала. И теперь ей не хотелось туда идти. И она вернулась домой. Мама ее спросила:"Дочка, купила радикуль?" "Нет, мама,"- сказала девочка и заплакала. "Ай,ай. Какая у меня нехорошая дочка,"- сказала мама и покачала головой.
Ваня давно уж закончил свой рассказ, учитель с учениками всего класса безудержно хохотали. Все так развесилились, что Виктору Алексеевичу пришлось не мало приложить усилий, чтобы успокоить их. Но и после, когда рабочая атмосфера была восстановлена, у некоторых первоклашек то и дело расплывалась по лицу улыбка. Они вспоминали ужимки рассказчика и забавные места анекдота и не могли оканчательно успокоиться. Больше всех смеялась Вера. А чтобы Виктор Алексеевич не делал ей замечаний, зажимала рот руками, уткнувшись в парту лицом. Только Ваня оставался вроде бы равнодушным ко всему происходящему в классе. Его буд-то бы все происходящее совершенно не касалось.
Между прочим, если бы этот анекдот рассказывал кто-то другой, и излагал дотошно точно по содержанию, такого эффекта могло не получиться. Поэтому едвали у кого -либо из учеников, присутствующих в классе, появилась бы улыбка не говоря уж о хохоте! Но когда рассказывал Ваня, все было очень смешно. Виктор Алексеевич понял, у Вани талант комика. А настоящий комик, чтобы не рассказывал у всех, слушающих его, вызывает неистовый смех.
Выполняя какое-либо упражнение ( списывания с букваря или решение примеров) в классе устанавливаеться мертвенная тишина. Ваня первым обращает на это внимание. Он не любит тишину на уроках. Поэтому она никогда не сохранялась до конца урока...
В какое-то время, а чаще такое бывает, к концу урока, тишину нарушает душераздерающий рев. Это красавица-Рита закатила истерику. Виктора Алексеевича это не удивляет и не раздражает. Потому что с Ритой подобное часто случаеться. Он видит, как Рита машет кулачками, стараясь ударить Ваню. Ее черные глаза, словно у дикой кошки, горят жгучей ненавистью. Казалась, она готова разорвать Ваню на мелкие кусочки. А тот отмахиваеться от нее, словно от назойливой мухи и посмееваеться, скривив рот. Она, конечно же, ему не страшна: девочка все-таки!
Ваня старался нарушить тишину не сам лично, а через посредство кого-либо из девочек. Чаще его мишенью становилась Рита, так как она энергично и незамедлительно, реагировала на разные его выходки.
-Рита, ты что плачешь?- спрашивал учитель.
-Он...он в мою чернильницу макнул.
-Такой пустяк, а ты плачешь. Да еще и драться налетаешь. На уроке так нельзя вести себя ...
-Он,-захлебываясь слезами и еле внятно выговаривая слова, отвечает она:- он в мою чернильницу макнул...
-Не плачь, Рита, я накажу Ваню и он не будет макать в твою чернильницу. Ваня, ты зачем лезешь в ее чернильницу? Сегодня я поставлю тебе "неуд" по дисциплине. Будешь знать что на уроках дисциплину нельзя нарушать.-А Ваня посмеивался, уткнувшись в свою тетрадь.
Конец урока Рита испортила. Но она часто портила и начало и середину уроков. После каждой большой перемены, когда ученики играют на улице, Рита оказывалась в величайшем расстройстве. То ее кто-то невежливо толкнул, то ленту из волос вырвал, то ее в игру не приняли, то еще чем-то обидели. Для ее рева причин набиралось в доволь... И каждый раз ее приходилось утешать, успокаивать. С Ритой Виктору Алексеевичу ежедневно приходилось возиться. И он не знсл, как сделать так, чтобы Рита стала воспитанной, как и другие первоклашки. А по успеваемости она не отставала от других. Училась она на "УД" и "ХОР".
Продолжение следует.
3.
4.
Спасибо за прочтение, если понравилось ставте лайки и подписывайтесь на мой канал. Фотография взята из личного архива.