Что такое чудо? Когда ты говоришь среднестатистическому христианину, что произошло какое-то чудо, то он сразу представляет себе, что какой-то прикованный к инвалидной коляске начал ходить, какой-то слепой прозрел или какой-то немой начал говорить. Вообще, в уме, душе и воображении верующего человека чудо воспринимается как исцеление, как какое-то сверхъестественное Божье вмешательство, как сверхъестественное событие. Как-то так мы себе представляем чудо. У нас возникает такая же картина вмешательства Бога в нашу жизнь – мы ждем, что откроются небеса и сверхъестественное существо заговорит с нами, или что с неба появится рука, которая прикоснется к нам. Такое мышление не так уж и невинно в нашей жизни. Почему? Потому что, когда ты ограничиваешь свой ум, душу и сердце только одним конкретным способом, с которым Господь вмешивается в твою жизнь, тогда что ты делаешь? Теряешь и блокируешь тысячи других способов присутствия Бога в твоей жизни. Ты ищешь и ожидаешь Его, но Он уже присутствует в твоей жизни. Однако ты ищешь Его и говоришь, что Он прохладный, далекий, притворяется, что не слышит твои молитвы. Но Он уже присутствовал в самые трудные моменты в твоей жизни, а ты ожидал Его; Он придет другим способом, но ты не сможешь узнать Его, потому что в своем уме ты построил только одно конкретное представление о Нем.
Для святых Отцов Бог может быть в улыбке, которую тебе дарит человек, в объятии, в компании твоего друга, в твоем терпении, выдержке, вере и надежде. Господь может говорить с тобой тысячами способов – через людей, которых ты даже не знаешь. То есть у тебя возникла какая-то серьезная проблема, что-то очень сильно беспокоит, ты молишься об этом Богу, выходишь на улицу, ходишь по магазинам или идешь на работу и встречаешь незнакомого человека, который тебе что-то говорит, и ты восклицаешь:
– Вот, это то решение проблемы, которое я искал!
И твои мысли и сердце «разблокируются». Присутствие Бога не одномерно, Господь приходит в твою жизнь не только одним, а очень многими способами.
Когда мы думаем, что чудо может произойти только одним определенным образом, то мы настолько ограничиваем его, что в конечном итоге теряем настоящее чудо, которое является нашей жизнью, которую мы убиваем каждый день, хороним ее, и никто не об этом плачет. Никто не сожалеет, никто не раскаивается в том, что «выкидывает в помойку» свою жизнь, которая ему дана Богом; ожидает завтрашнего дня, который никогда не наступит, и теряет сегодняшний день.
Во-первых, чудо – это прикосновение Бога: чудом Господь прикасается к нам, Бог приходит через него и открывает Свое присутствие как тайну в нашей жизни. Не обязательно, чтобы чудо было очень впечатляющим. Не обязательно, чтобы оно было зрелищем, но оно означает, что Христос открывает нам окно для другого образа жизни. Чудо – это нечто существенное, потому что через него Господь закрывает нам глаза для того, чтобы мы по-другому увидели нашу жизнь. Послушайте, если мы заболели какой-то болезнью, то хотим вылечиться. Это человеческое мышление, вполне нормальное человеческое мышление, и мы уважаем его. Церковь постоянно молится о нас, о нашем здоровье, но чудеса, которые Христос совершил в Новом Завете, – это не чудеса, которые совершились для того, чтобы на нас произвести впечатление, но через них Христос закрывал глаза людям, чтобы они могли по-другому взглянуть на свою жизнь. Христос заинтересован не только в исцелении одной руки, ноги и глаза у человека, а в исцелении всего человека.
Христа интересует чудо, которое относится ко всему человеку. Он не исцеляет в одностороннем порядке – только одно место в человеке, потому что у Бога не существует частичности. Человек – частичный. У Бога существует полнота, целостность. Поэтому Господь не может совершить чудо, которое не будет относиться ко всему человеку. Он хочет вылечить не только паралич у человека, но и то, что за ним стоит, – отрицание жизни, которое есть у человека. Христос подошел к расслабленному, который болел 38 лет, и больной произнес:
– У меня нет человека (Ин. 5: 7).
То есть он сказал:
– Некому «опустить меня в купальню, чтобы я исцелился, когда вода в ней взволнуется» (см.: Ин. 5: 7).
Но Христос не обвинил людей, которые не позаботились о расслабленном, не стал обвинять плохое или бесчувственное человеческое общество. Он этого не сделал. Первое, что Он сделал, спросил больного:
– Хочешь ли быть здоров? (Ин. 5: 6).
Христос спросил его, хочет ли он, чтобы это произошло. Почему Он об этом спросил расслабленного?
Я знаю, что то, что сейчас скажу вам, шокирует вас, но это правда – не все люди хотят выздороветь. Часто болезнь становится хорошей услугой для нас, часто мы хотим быть больными, потому что таким образом наши близкие будут заботиться о нас. Потому что только когда я нездоров, другой человек обратит внимание на меня и спросит меня:
– Как ты? У тебя все хорошо? Как ты себя чувствуешь?
Когда я здоров, то об этом никто не спросит меня. Во время болезни я часто получаю то, чего не могу получить, когда я здоров. Потому что здоровье требует ответственности. Как мне относиться к своей жизни, когда я здоровый? – Здесь нет никаких оправданий. Я должен нести ответственность за свою жизнь. А больного все оправдывают и говорят ему:
– Бедняга! Он болен! Сейчас ему плохо! Что он может сделать, ведь он же сейчас болеет?!
Таким образом мы оправдываем больного человека. Так что не думайте, что все люди хотят быть здоровыми, – это не разумеется само собой.
Вот почему Христос спрашивает расслабленного:
– Ты этого хочешь? Ты хочешь выздороветь?
Христос хотел увидеть, есть ли у него внутренняя предрасположенность к существенной перемене в его жизни. Когда больной ответил, что хочет выздороветь, Он сказал ему:
– Встать, возьми постель твою и ходи (Ин. 5: 8).
И когда Христос исцелил расслабленного, Он не оставлял его в прежнем состоянии, Его не успокоило то, что расслабленный просто начал ходить, важно было нечто другое. Поэтому Спаситель сказал ему:
– Будь очень внимательным, как ты в дальнейшем будешь жить, потому что, если ты будешь, как прежде, грешить, то с тобой произойдет что-то гораздо худшее, чем расслабленность. Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже (Ин. 5: 14).
То есть Он сказал исцеленному человеку, что если тот продолжит жить прежней греховной жизнью, то к нему не только паралич вернется, и не только некому будет опустить его в купальню, но и произойдет самое худшее в его жизни.
Чудо – это то, что исцеляет не только одно место в человеческом теле, но и его всего.
Чудо – это приглашение Бога к аутентичности, что означает, что Господь предлагает нам стать аутентичными. Что такое аутентичный человек? Это настоящий человек. Большинство из нас не являются самими собой, мы не такие, какими мы выглядим, а служим имиджу, хотим быть такими, какими хотели бы нас видеть другие люди.
Чудом Христос призывает нас стать самими собой, стать аутентичными, стать настоящими, найти истинную сущность в своей жизни, найти свое истинное лицо в своей жизни.
Церковь – это не нечто, куда я войду и стану другим человеком. Этого не произойдет, если я сам не захочу изменить свою жизнь. Церковь – это пространство, экзистенциальная мастерская, в которой я должен работать над собой, иначе ничего не изменится. Господь благословит твои усилия, которые ты для этого прилагаешь.
На сайте: https://monastery.ru/zhurnal/bog-i-chelovek/chto-takoe-chudo/
Не пропустите новые материалы – подписывайтесь на наш канал.