текст написан в июне 2021 года
С первыми метрами пути внутри посвежело. Пусть форточек было немного, но эффект пошёл сразу же – смертельная духота сменилась приемлемой с нотками лёгкого бриза. Настало время осмотреть вагон. Тёма ещё на вокзале заметил, что он со Свердловского узла, даже наклейки старые остались, а я за своим сидением нашёл вот что:
Я не знаю, какие приборы потребляют 50 вольт, да и напряжение такое раньше встречать не приходилось, но проверочку мы всё-таки провели. Зарядка телефона ожидаемо не сработала. И вообще, я не уверен, что розетка была хоть к чему-то подключена
Видосик из заднего окна тут
В месте ожидаемой остановки на 112-ом километре ничего не случилось. Я не преминул случаем тут же отправиться к проводницам с расспросами, мол, а где? Ответ был прост и величав: так рано ещё, ягоды ещё не пошли. Вот как пойдут, будем ягодников тут высаживать и подбирать, а сейчас тут что делать? Я развёл руками в ответ: всё же очевидно. Вот так, друзья. Не менеджеры РЖД решают, где и когда будет остановка, а ягоды!
А потом случилась мега-посадка в Великодворье. Народ лез и лез, две огромных коляски, бабки, всех надо подсаживать, поднимать, тамбур узкий. Хорошо я вылез заранее для фотографирования, ведь меня просто размазало по противоположной двери, а через вагон я бы уже навстречу не пробился. Так что фотки как успел сделал только когда уже тронулись.
Встречные места через проход от нас заняла цыганская семья. Всю дорогу они бегали курить в задний тамбур, причём все, начиная лет с девяти и заканчивая их стотонной столетней бабкой. Надо ли говорить, что когда они вышли на 56-ом километре, остался свинарник на полвагона, они обосрали всё. Ещё и половина не заплатила. Скоты, это животные, это не люди…
Необходимо так же заметить, что всю дорогу на каждой остановке происходила и посадка, и высадка, и все друг друг знали. Все пассажиры, все проводники, абсолютно все друг друга знали по именам. Это говорит о максимально возможной стабильности потока. Я ведь тоже не сразу понял, что все на нас смотрели, как на инопланетян. Кто мы такие там ехали и откуда взялись?
Во время фотографирования в Дубровском я обратил внимание, что посадка идёт только в наш второй вагон, который почти наполнился. И терзаем негодованием с этим вопросом я обратился к проводнице, но был немедленно успокоен фразой «в Курлово открою первый вагон». В моей практике путешествий по разным малодеятельным веткам «кукушек», с подобным сталкиваться ещё не приходилось. Это было второе местное ноу-хау после «ягодной» станции.
В Курлово тоже была огромная посадка, но все садящиеся были направлены в первый вагон, что меня очень сильно обрадовало. Это давало надежду, что реально в такой составности пассажиров до конца и поедем, но не тут-то было. Помимо цыган к нам просочились ещё две свиньи. Их тоже сейчас по всей стране навалом. Два подростка в одних шортах с колонкой в руках, откуда играла на весь вагон какая-то бабская попсня дуц-дуц начала 90-х. Как я сдержался, чтоб ничего с ними не сделать, знает один Бог. Такой своей выдержке я сам в итоге позавидовал. Это заслуга Кости и Тёмы, ведь наша беседа располагала к отдыху. Ехал бы один – точно бы им всё объяснил.
В Окатово начались некоторые подвижки на выход.
Это легко объяснялось, ведь следующей остановкой числилась платформа 77-й километр, с которой за десять минут можно пересесть на электрички в сторону Москвы и Мурома.
Высадка и посадка меня разочаровали. Я ожидал какого-то вселенского движения, но ничего особенного не случилось. Возможно, потому что ещё не выходной? Странно, я был уверен, что главный ход Казанской дороги сгенерирует что-то серьёзное.
А вот и он, сверху, по мосту. Во всяком случае, когда я ехал там осенью в сторону Мурома, высадка в Нечаевской была галактическая.
Шуршание вагона объяснилось потом, и очень легко. Мы приехали в Гусь-Хрустальный.
С Тёмой мы в числе первых высыпались на платформу, ведь было ясно, что остановка надолго. Удивила высокая длинная платформа. Я уж не знаю, надо покопаться в инете или спросить на форуме у Игоря через кого-нибудь, а что там ходило? Электричка? Вряд ли, линия никогда не была электрифицирована. ПДС? И возможно даже от Москвы? Это очень интересный вопрос.
Меж тем там же открылась и ещё одна интересная особенность. Проводницы друг другу называли число вышедших и вошедших в их вагоны. Я как-то сразу не обратил на это внимания и не переспросил, а потом и вовсе забыл. «Вышло 14, вошло 8», «А у меня 12 и 8». А сейчас вдруг вспомнил. Интересно, а это-то зачем? Передать кондукторше, чтоб считала, сколько осталось необилеченных?
На 56-ом километре вышли почти все, а главное, наш вагон покинуло стадо свиней. Стало тихо и камерно, наступила именно та атмосфера, за которую я так обожаю «кукушки». Минимум людей, максимум тишины и комфорта.
Остальную часть пути мы просто ловили дикий кайф и наслаждались целевым кусочком нашей поездки.
Не обманул мужичок в Туме, мол, все выйдут, никто во Владимир не поедет. Не все, конечно, вышли, но народу было минимум. Это умиротворяло.
46-й, 42-й и 30-й километры пролетели мимо как и 112-й километр, по ягодным причинам. На мой вопрос проводнице «есть ли там хоть что-то интересное для фотографирования», она ответила «не, только столбик про остановку первого вагона». На том и порешили.
Наша с парнями беседа разгоралась, и мы пустились в обсуждение деталей данной ветки, мол, сегодня начало пятницы, а очень даже активно, а что тогда здесь по выходным? И тут в нашу беседу стремительно ворвался мужичок с последнего ряда, что сел на 56-ом километре.
– По выходным пять вагонов.
Мы припухли.
– Да ладно?! И все в мясо?
– По всей сидячке.
Головино.
– И чего, так же чмухой таскают?
– Ага, иногда половиной машки, когда чмуху в ремонт ставят.
Пять вагонов у «кукушки» я видел в Пищалкино, но мне это изначально и в конце казалось сильно излишним. Сейчас, болтаясь в полупустом двухвагоннике, нам тоже слабо верилось, что тут забивается пять…
А в Улыбышево случилась трагедия. Я очень хотел сфоткать вывеску такой жизнерадостной станции да ещё и с двумя «Ы» в названии, но не срослось – всё загородила ещё одна «чмуха» с пассажирским вагоном.
Хм, а не этот ли вагон потом прицепят, чтоб сделать пять? И где тогда ещё два? Забегая вперёд скажу, что сидя в электричке Владимир – Москва, мы видели, как к нашим двум вагонам прицепили третий. Ещё плюс один. Но где же пятый?... А что, похоже на правду про пять вагонов…
12-й километр опять пролетели мимо.
И сразу после открылась Клязьма. Это уже её нижнее течение, тут она хоть на реку похожа.
Я не просто так акцентирую. У меня с Клязьмой вообще всё в детстве связано. Куда ни приеду – там она. Дача под Зеленоградом. Мы по ней на лодке сплавлялись с братом и племянником. Сейчас живу рядом с ней, пусть из неё и водохранилища сделали, Пироговское и Клязьминское, у Штрауса на даче под Шереметьево тоже она, Тарасовка любимая опять-таки, каждое лето с 1981 по 1993 год там, и снова Клязьма, за уши из неё не вынешь. Но везде маленькая, камерная, а тут прям во всей красе и мощи. Вот уж точно для меня она мать всех рек русских.
На остановочном пункте 10-й километр случилось последнее железнодорожное откровение. Проводница открыла двери с обеих сторон тамбура. Я дико стормозил и спросил «а собсно смысл?» Она посмотрела на меня с сожалением и укором, типа, транс-фан, мог бы уж сам догадаться. Остановочный пункт в кривой, меня машинист со стороны посадки не видит, я ему должна флаг показать с другой стороны.
Действительно, это был на нашем пути первый и последний остановочный пункт, расположенный в дикой кривой. Каюсь, расслабляющая обстановка «кукушки» полностью релакснула все органы в моём теле, а мозг особенно.
До Владимира оставалось рукой подать. Уже на подлёте к конечной сфоткал легендарный высоченный мост через Клязьму, по которому часа за три до этого проехал Миша, направляясь к себе в деревню.
По прибытию во Владимир первое, что мы заметили, это нашу электричку на Москву. Она уже активно загружалась, хотя времени до отправления оставалось ещё около получаса.
Надо было ускориться. Время подгоняло. Места надо было занимать нормальные как можно скорее. Я просто помню поездку на «рашке» через Алексин, когда в Калуге элька на Москву забилась в мясо за сорок секунд, а я так ездить не люблю, поэтому до Нары ехал стоя в свободном от людей тамбуре.
На прощание сфоткал трафаретку «Тумская – Владимир». Если я ничего не путаю, то на Очень Большом Кольце Москвы необъезженной теперь осталась только одна «кукушка». Савёлово – Сонково. Все остальные либо кАтаны, либо на участках работают разносольные «рашки», все, с первой по третью.
Надо было бежать на вокзал за билетами на Москву.
Народу внутри вокзала было просто немеряно. Причём половина очень хотела ехать в сторону Нижнего, а вторая, что меня дико удивило, в сторону Москвы. В пятницу… Вечером… В Москву… Что за?.. Я рассчитывал ехать лёжа в пустой эльке от начала до конца, а тут такой ажиотаж.
Радовало другое. Мы за последние несколько лет побывали в огромном количестве городов, но ни в одном я так и не вспомнил, что надо купить магнитик на вокзале. Только в последней поездке через Торжок я вбил себе это в голову гвоздями-сотками. И вот сейчас наконец-то не забыл. Купил. И мы бегом рванули на посадку.
Ждала нас старая «эдэха» со старыми сидениями…
Мы засели ближе к концу поезда, где было посвободнее, ну, и чтоб при случае в сортир сбегать было рядом. Но народу всё равно прибавлялось. Относительно моих ожиданий прибавлялось. При отправлении на каждой банкетке был хотя бы один человек. Пятница, вечер, поезд на Москву. Я ожидал видеть иное. Ситуация в итоге разрешилась сама собой, когда стало понятно, что люди едут не в Москву, а из райцентра в города Владимирской области. А после прохода контролёров, вообще почти никого не осталось, все сбежали. И всё было бы хорошо, если бы не закрытый сортир хвостового вагона…
Изучение расписания Горьковского хода показало, что это какой-то редкостный идиотизм. Никаких электричек за нами не было. Даже по Московской области. По Орехово-Зуево следующая через 1 час 40 минут, по Павловскому Посаду 45 минут, а вот по Купавне оказалось всего около получаса, причём, именно от Купавны и именно до Нижегородской, куда нам и надо было. А главное, в Купавне не было турникетов… Нет, билеты у нас были от Владимира до Нижегородки, просто теперь мы могли спокойно выйти в город, сделать дела, я лично собирался пива взять, и спокойно сесть в пустую эльку от конечной до конечной, то есть то, что доктор прописал, то, что я называю «метод лесенки». Сказано – сделано.
Но попали мы не в рай, а в огромную стройку. Нет, это помогло найти нужные укромные места, но настроения совсем не прибавило. И вообще, горьковка сейчас представляет из себя крайне унылое зрелище. Все платформы (по Московской области во всяком случае) переломаны, заплатаны, некоторые полностью разобраны, в общем, ремонты повсеместно, широкомасштабно, и конца и края этому не видно.
На фото выше отлично видно в тупичке нашу заключительную эльку...
Путь до Нижегородской прошёл уже в тёплой дружественной атмосфере абсолютной пустоты в поезде и даже некоторой анархической разнузданности. В Москву прибыли уже совсем на закате.
Очень долго парни меня водили по вновь построенным катакомбам ТПУ «Нижегородская». Я там был впервые после открытия метро и всего остального, и честно, вообще не понял, зачем там отгроханы эти дворцы космических размеров, в которых… ничего нет. Миллионы накрытых крышей кубометров воздуха для кого? Я бы, пока нашел переход к МЦК, наверное, поседел бы. Чтоб сгладить шок от лютого современного градостроительного маразма, попросил вывести меня покурить к «двум яйцам».
Я помню, как первый раз придумал этот термин лет сто назад, когда в своём подъезде, рисуя карандашом на стене, объяснял Варриору, как будут идти МЦК и БКЛ и почему это два яйца. Это потом уже на форуме ляпнул, и ушло оно в народ.
Какой красивый и стильный был «двухяичный» памятник в самом начале, по задумке. А сейчас я увидел лампочки, и мне стало блевотно. Обосрали всю красивую идею, превратив хороший замысел в очередное светящееся оленье говно.
Меж тем пора уже было расходиться по домам. Нас всех троих устраивало МЦК, только парням надо было на юг, а мне на север. Прощались уже на бегу – подошли одновременно оба поезда сразу, так что даже традиционных фоток не сделали в окна МЦК изнутри и снаружи.
И на этом поездка была официально окончена…
Остаётся лишь добавить, что переходя на Владыкино с МЦК в метро, из окна галереи увидел я новые веянья в деле: на старой ОРП Владыкино-северная под двумя новыми «виселицами» заряжались новорождённые Этоэлектробусы 353 и 637 маршрутов. Пошли они все на х...
Финал… От практики пафосных финалов я решил отказаться. И не потому что сказать нечего. Мне всегда есть, что сказать. Не вижу в финале никакой острой необходимости. В принципе, поездка затевалась как ознакомительная, показать Тёме, что «кукуха» дневная, это не сидячка ночная ПДС, хотя вагоны одинаковые, дескать, это ваще другое по духу, по настроению, по внутреннему духовному наполнению. Снять психологический блок Артёма на сидячку. А он как-то с месяц назад и говорит, не было у меня ненависти к сидячке, это тебя, Касым, чего-то вглючило.
А, ну и хорошо, подумал я. Вглючило так вглючило. Мне же проще. Не надо писать тошнотворный пафосный финал о победе покатушек над страхами. Просто закрыт ещё один кусок Очень Большого Кольца. Закрыт кайфово, без единого напряжения, полностью на расслабоне. Тём, спасибо тебе за это. И тебе, Костян. И тебе, Мишка, отдельное спасибо. В общем, отлично отдохнули, чего и вам желаю.
За сим вечно ваши Артём «Арт_Б», Константин «Ремр», Михаил Михеев и Илья «Касым» Ковалёв
Все фото и видео поездки тут
Все фото и видео Артёма, как говорится, Тума от Тёмы тут
П.С. На этом ретроспектива старых поездок заканчивается, дальше будут только свежие публикации, с пылу с жару как говорится. Ну, или если что интересное найду в архивах, которые годами не разбирались. Но чтобы картина 2021 года была полная, приведу ссылки на приключения, случившиеся позже, если вы их пропустили в потоке воспоминаний. Итак, после Тумы были
Иваново и Ярославль
(с) Касым, 2021
Оригинал статьи, написанный мной же, но немного в другой редакции, находится тут https://kasymus.livejournal.com/23860.html