Российский император Александр III, правивший с 1881 по 1894 год, как у современников, так и в наши дни имел, мягко говоря, неоднозначную репутацию. Если его отец и предшественник на троне Александр II вошёл в историю, как царь-реформатор, то за временем царствования Александра III закрепилось название - период контрреформ. Что не удивительно на престоле восседал ученик К.П. Победоносцева, который по метафоре А.Блока «…Над Россией простёр совиные крыла…». Носители монархических и этатизских убеждений, скажут, что Александр III – царь миротворец, Россия при нём не вела крупных войн, вспомнят про укреплённую им обороноспособность и небывалый до того рост промышленного производства. У обеих сторон своя правда.
Но статья эта больше о памятниках последнему, царствовавшему в России Александру, чем о нём самом. А вот с ними венценосцу, во всяком случае, в Петербурге и окрестностях, не везло.
Первый известный мне памятник был открыт вскоре после кончины императора в 1895 году, на площади перед домом презрения душевнобольных, у железнодорожной станции Удельная. Памятник представлял собой бюст. Конечно, августейший не содержался там, о причинах выбора для памятника такого места можно было понять из подписи на постаменте: «Царю основателю». Оригинальный бюст работы скульптора А.Г. Баумана был снят в советское время, но был заново открыт на территории психиатрической больницы имени Скворцова-Степанова в 2007 году, скульптор И. Итэгилов. Этот монумент сам по себе вполне обычный, но место…
Если предыдущий памятник малоизвестен широкой общественности, то конная статуя работы Паоло Трубецкого, открытая на Знаменской площади Санкт-Петербурга (сейчас площадь Восстания) в 1909 году, сразу стал частью городского фольклора северной столицы. Причиной этому послужила не только личность усопшего, но и сам памятник, который из-за грузности и аляповатости критиковали не только либералы, но и почитатели Александр III. По городу ходили такие строчки (это один из вариантов):
На площади комод,
На комоде бегемот,
На бегемоте обормот,
На обормоте шапочка….
В 1917 году А.С. Рославлев посвятил ему такие строки:
Третья дикая игрушка
Для российского холопа:
Был царь-колокол, царь-пушка,
А теперь ещё царь – ж…а.
Может быть из-за того, что памятник многие восприняли, как сатиру в камне после 1917 года он не был снесен. Его убрали при реконструкции площади только в 1937 году. Сейчас этот конный памятник Александру III можно увидеть во дворе мраморного дворца.
После 1991 года было решено вернуть почтение к монархам. Снесенные им памятники стали восстанавливать и ставить новые. Судя по всему, именно Александр III оказался в фаворе у нынешнего правителя России. Ему действующий президент лично открыл два памятника: в Ялте и в Гатчине, что в окрестностях Санкт-Петербурга. Но с гатчинским памятником вышел конфуз: звезда ордена Андрея Первозванного на груди монарха оказался шестиконечной, хотя полагалось ей быть восьмиконечной. Допущенную ошибку скульптор В. Бродарский признал, вскоре её устранили, но, как говорится, осадок остался. Случившееся вызвало шквал шуток, в частности в интернете: вспомнили про магендавид – звезду Давида, красующуюся на флаге Израиля. Напомню, она так же шестиконечная. Перцу добавляет тот факт, что монумент был выполнен по эскизам того самого Паоло Трубецкого, автора Петербургского изваяния Александра III. Президенту памятник явно понравился, на видео с открытия слышно, как он одобрительно назвал его «скалой». Монумент с уже исправленным орденом можно увидеть во дворе Арсенального каре Большого дворца в городе Гатчина.
Если понравилась статья подписывайтесь на канал, ставьте лайки.