Стереотипы – наше всё! На них держится наш иллюзорный мир, и, боюсь, что без них картинка изрядно бы расшаталась вплоть до коллапса современной цивилизации.
Ибо как говорил великий и ужасный Уильям Блейк:
«Если бы двери восприятия были чисты, все предстало бы человеку таким, как оно есть – бесконечным».
Бесконечно долго можно говорить и о Древнем Египте. Вот только стереотипов об этом необычайно интересном государстве излишне много.
Не могу сказать, что интереса к Древнему Египту меньше, чем к Риму или Элладе, но, общаясь с людьми, я сделал вывод, что именно Древний Египет они воспринимают в наиболее искаженном виде.
Однако слишком уж я растекся мысью по древу (это не ошибка - именно "мысью"), и, наверное, пришла пора открыть двери восприятия, дабы увидеть бесконечно богатую историю Древнего Египта.
Сегодня в центре нашего внимания идеалы красоты древних египтян и их отношение к спорту.
Главный стереотип
Наши представления о внешних данных древних египтян сформированы телевизором, а оно ориентировалось на собственные фантазии и искусство древнего Египта.
Но последнее было стилизованным, каноническим и не передает всего видения мира (для этого нужно вникать в тексты и понимать символику тех же фресок).
В результате древние египтяне представляются народом крайне неспортивного вида, которые только и того, что не являются такими же разжиревшими, как наши современники.
К тренировкам они были равнодушны, предпочитая направлять свое внимание на подкрашивание глаз и покупку париков.
А что на самом деле?
Агрессивные египтяне
Эту сторону их жизни как-то афишировать не принято. Вернее, она отходит в тень на фоне всяких евнухов, ходульных фараонов и тех же подкрашенных очей.
В реальности история Древнего Египта была наполнена постоянной борьбой с врагами внутренними и внешними. Первоначально, еще в додинастический период основная опасность находилась в самом еще толком не оформившемся Египте.
Это была архаичная пора, когда на этих землях правили такие фараоны как известный нашим современникам Скорпион. К слову, там был еще и Скорпион II, а заодно Лев, Собака, Аист, Бык, Слон и даже Раковина.
Плодородная долина Нила привлекала не только людей (не всегда дружелюбных), но и животных, среди которых были и те, с кем лучше не встречаться.
Разумеется, люди старались избавиться от таких соседей, и именно тогда в Египте стали формироваться представления о фараоне как о представителе Неба на земле, который должен быть самым-самым.
В общем, назвался груздем – полезай в кузов, и фараон своим примером должен был показывать свою способность "мочить" таких милых зверушек как львы, крокодилы, бегемоты, слоны, буйволы и носороги.
В результате победа осталась за людьми, а штамп остался. Фараоны и знать продолжали охотиться на опасных животных уже просто чтобы подтвердить свой статус могучих владык.
В свете того, что винтовок с оптикой тогда еще не водилось, можно догадаться что фараоны были еще те ребята. Знать же старалась им соответствовать.
В скором времени фокус внимания египтян переместился с опасных животных на враждебные (или лакомые) народы и началась военная деятельность египтян. Начиная же с XVIII династии Нового Царства военная агрессия со стороны Египта стала обыденностью египетской политики.
Хотя все яркие мужественные образы этой династии остались по большей части в тени образов Хатшепсут, прекрасной Нефертити и гротескного Эхнатона.
Военная экспансия немыслима без добротной армии, и это закономерно формировало интерес к физическому развитию. К тому же физическая мощь была своего рода пропуском для перехода в число воинов, чей статус был значительно выше, чем у ремесленников или земледельцев (коих было более 90% жителей).
Что может рассказать искусство?
Здесь нужно исходить из того, что главным в нем был канон, а не реализм. Канонизировалось то, что считалось божественным, но при этом у древнеегипетских художников и скульпторов такого уровня мастерства, как у греческих, не имелось.
Так что нет ничего удивительного в том, что никаких древнеегипетских «гераклов» мы не видим.
Для справки: Есть серьезные основания считать, что древнегреческие статуи оного не имеют отношения к эллинской реальности и являются не более чем фантазиями ваятелей на тему мегараскачанных мышц, как делают творцы современных комиксов.
Древнеегипетское искусство в этом плане, при всей своей каноничности, более реалистично. И оно популяризирует в качестве идеала прекрасно сложенных сильных мужчин и женщин.
Первые – широкоплечие и узкобедрые, с крепкими руками и ногами, вторые – стройные и с прямой осанкой. Значит, культура страны держала прицел именно на такие идеалы.
Какими видами спорта занимались в Древнем Египте?
Раннюю историю древнеегипетского спорта проследить невозможно, поскольку различные игры спортивного характера существовали уже у первобытных народов, а вычленить, на каком этапе охота или рыбная ловля переходит из промысла в спорт сложно.
Но, вероятно, именно охота и рыбалка, были одними из самых ранних видов спорта.
Интересно, что впоследствии, когда они уже точно превратились в спорт, использовались архаичные средства, которые у «промысловиков» уже не использовались.
Так на птицу охотились не с луком и стрелами, а допотопной метательной палкой, которой подбивали птицу (и даже мелких копытных) в древние времена.
Рыбу, которую большая часть египтян уже удила удочкой, «спортсмены» били острогой. Ну и охота на крупных животных с копьем или луком вместо ловчих ям и ловушек – это из той же оперы.
В уже более-менее хорошо изученную эпоху древние египтяне обожали борьбу, правила которой походили на современную вольную борьбу.
Известен был и кулачный бой, но, как и в большинстве древних государств, именно борьба в Египте считалась единоборством «номер один», ибо ее реалии были куда ближе к реалиям войны.
Еще один культовый вид спорта, который оценили бы наши предки, но от которого у нас волосы дыбом встанут – это палочный бой. Скорее всего, это тоже было отголоском давних времен, когда оружием было дубье да дреколье.
Стрельба из лука тоже была в почете, и египтяне в этом плане достигли впечатляющих результатов. Помимо этих ориентированных на войну видов, практиковались плавание (в стиле «кроль»), гребля, гимнастика, акробатика, бег на скорость и расстояние, прыжки в высоту.
Любили египтяне и поднимать тяжести по неизвестным правилам, игры в мяч (правила неизвестны), а также что-то не менее загадочное, но похожее на йогу.
Нельзя забывать и о танцах. Хотя соревнований по ним вроде бы и не проводилось, но как метод физического развития они были чтимы, во всяком случае женщинами.
Они же чаще всего были акробатками. Плаванием женщины занимались наравне с мужчинами, так что неудивительно, откуда у египтянок с изображений такие широкие плечи и конусообразные спины.
Ну и справедливости ради нужно отметить азартные игры – они у египтян тоже были, имея порой пугающее содержание. Популярны были у всех – от носильщиков до фараонов.
Кто занимался спортом?
Здесь никаких отличий от других народов у египтян не было. Занимались те, у кого была такая возможность. Т. е. это были дети, которых еще не привлекли к помощи старшим, молодежь, всеми силами стремящаяся поднять свой статус в чьих-либо глазах или мечтающая уйти с поля в войско, а также те, у кого было время.
Иными словами, спортом занимались в основном обеспеченные люди и воины. У все остальных – как получится и по желанию. Также можно предположить, что простой народ отдавал предпочтение игровым видам, типа мяча.
Фараоны-спортсмены
Вероятно, именно они вели наиболее здоровый образ жизни во всем Египте, начиная от питания и заканчивая физическими упражнениями.
Мысли автора: не в этом ли проблемы современного общества, госэлита которого представлена по большей части уродами и невротиками?
Противоположностью фараонам были жрецы, жившие едва ли не меньше всех в Египте, по долгу службы пожиравшие огромные объемы наиболее калорийной пищи и более тяготевшие к наукам, чем к спорту.
Фараоны же считали спорт частью царского воспитания. Привлекали к тренировкам и ближних представителей знати. Знать классом пониже тоже старалась подражать им, так что состязания были частью жизни среднестатистического аристократа.
Интерес к спорту был силен, и аристократия охотно смотрела на спортивные состязания, состязалась сама, а также ввела их в жизнь воинов.
Фараоны не только смотрели на состязания, но и сами участвовали в них, заодно привлекая и иностранцев. Последний штрих указывает на то, что египтяне явно были уверены в своих силах, если так дерзко звали их «на ковер».
Своими спортивными достижениями фараоны гордились что есть сил. Упомянутая XVIII династия не только, вероятно, наиболее интересна, но и наиболее спортивна.
До нее фараон был воплощением всех мыслимых совершенств, теперь же он стал в основном носителем доблести.
Уже Тутмос III – Александр Македонский Египта, – отличавшийся высокой культурой, талантом суперполководца и пытливым умом (был еще изобретателем, натуралистом и зоологом), гордился своей физической мощью и успехами в стрельбе из лука, беге и не только.
Был хорошим охотником. Во всяком случае 120 слонов он порешил, плюс носороги и прочая «мелочь».
Его преемник и сын – Аменхотеп II, – прославился как великий стрелок из лука, оружие которого не мог натянуть никто, кроме самого фараона. Ему даже в саркофаг его положили.
При этом прекрасный гребец и такой же бегун. Тем, кто сможет сравниться с ним, давал призы. Его слава даже вышла за пределы Египта.
Его сын и преемник – Тутмос IV, – последовал примеру отца и деда и тоже был хорошим спортсменом.
Эстафету продолжил и его сын и правнук могучего Тутмоса III – Аменхотеп III, который участвовал в состязаниях по гребле, побеждал в них, был отменным и бесстрашным охотником и, судя по всему, был могуч, соответствуя своим славным предкам как физически, так и в государственном плане.
С той лишь разницей, что оба Тутмоса и Аменхотеп II были в первую очередь полководцами, а Аменхотеп III довел государство до пика расцвета и процветания, обеспечив длительный мир.
Увы, его сын – Аменхотеп IV, позже переименовавший себя в Эхнатона, был им противоположен, на спорт плевать хотел и всеми силами старался продемонстрировать свое уродство, даже испытывая по этому поводу какую-то извращенную гордость. Итогом стал провал реформ самого Эхнатона и упадок всей XVIII династии.
Подозрения автора: Кто-то из интеллигентов назвал Эхнатона "Первый интеллигент в истории". Кхм… «Рыбак рыбака…»? Патологическое к патологическому? Почему не Тутмос III? Ведь он был необычайно умен и любознателен, просто еще и силен! Или для "интеллигента" не столь важен ум, сколько важна возведенная в культ слабость?
Так что вероятно, правы были древние греки, считавшие что спорт является важнейшей частью даже не физического, а нравственного воспитания молодежи.
Фараоны-дрыщи
Справедливости ради стоит упомянуть и позорных фараонов, которые тем не мене подтверждают культ силы в Древнем Египте.
Они плевать хотели на спорт, воинской доблестью не блистали, однако упорно старались создать вокруг себя ореол «тутмосообразности».
Увы, обман вскрылся даже по прошествии тысяч лет. Скорее всего, не поверили в него и современники.
Божественный спорт
Спортивные занятия нашли свое отражение и в древнеегипетской религии, что говорит о многом, ибо на Небеса всякую фигню не тащат.
В обширном пантеоне этого народа были боги, которые помимо основных своих функций покровительствовали и той или иной спортивной сфере.
Так Монту помогал в стрельбе из лука, Сешат – в рыбной ловле, а змееподобная Уаджет «топила» за пловцов. Этот список можно было бы продолжить, но гораздо важнее то, что сила и физическая мощь вообще плотно вписаны в религию древних египтян.
Их тексты постоянно воспевают колоссальную мощь богов, например, бога Сета, который стал воплощением зла уже относительно поздно, а до тех пор был чем-то вроде Марса.
И речь при этом обычно шла не о абстрактной духовной или нравственной мощи, а о более брутальной субстанции.
Согласитесь, что это неспроста.
В заключение можно резюмировать, что египтяне, при наличии свободного времени, охотно состязались друг с другом, высоко чтили физическую силу и выносливость, были хорошими воинами и даже успели прославиться в этой сфере за пределами государства.
Не было у них только всеобщих игр, наподобие Олимпийских. Поэтому традиционно считается, что родина спорта – Эллада. Хотя не подлежит сомнению и то, что значительную часть своих традиций Эллада позаимствовала у египтян. Как знать, может, именно последние привили грекам любовь к спорту?