Хотя ислам и пропагандирует чистоту, однако современных египтян чистюлями можно назвать через раз.
Оно в чем-то и понятно, поскольку Египет вообще-то изрядно смахивает на гигантскую стройплощадку, усыпанную мелким, похожим на пыль, песком, посреди которого возвышается несколько груд аккуратно сложенных стройматериалов (пирамиды) и протекает такой мега-арык (Нил) с водой не первой прозрачности.
И в свете того, что из мега-арыка регулярно выпрыгивают на сушу мега-ужики (крокодилы) и мега-жабы (бегемоты), работнику стройплощадки стоит задуматься, прежде чем омыть в нем свои натруженные члены.
Совсем другое дело древние римляне, которые возвели мытье в культ и стали лидерами по потреблению воды на отдельно взятого сапиенса.
Дотянуться до них не смогли даже арабы и турки, позаимствовавшие у римлян культ бань, европейцы же вышли на римский уровень только в конце XIX века.
Правда не имеется сколько-то внятных данных по Руси и России, и некоторым сопредельным странам, но меня терзают смутные сомнения, что, по крайней мере, в богатой лесом зоне с мытьем было, если и хуже, чем в Риме, то ненамного.
Но это Рим. Его бани стали одним из главных символов государства, и некоторые его жители проводили в бассейнах так много времени, что умудрялись даже заработать некоторые вызванные слишком долгим отмоканием заболевания.
А что Египет? А Египет, как оказалось, в древнюю пору был даром что менее развит технически (что, впрочем, не помешало им построить пирамиды и роскошные храмы). В деле гигиены египтяне были просто настоящими фанатиками.
Для начала стоит сказать, что, несмотря на обилие разных цветов в одежде, египтяне больше всего любили белый. И не только потому, что в нем не так жарко, и не только потому, что такая ткань обычно дешевле.
Важно было и то, что белая одежда была показателем опрятности. Поэтому, если хотелось выделиться, то одежда оставалась обычно все равно белой, просто дополнялась украшениями.
Чтобы одежонка не запачкалась, нужно обеспечить и достойный уход для тела. Египтяне древности были просто помешаны на чистоте, как одежды, так и тела, да и не только.
Считалось хорошим тоном помыться (желательно полностью) до и после каждого приема пищи, плюс отдельное утреннее омовение.
Разумеется, не каждый мог мыться так часто или же мог, но только частично. Но именно по этой причине чистота показывала статус человека в обществе: если очень чист – значит есть время на гигиенические процедуры, следовательно процветает.
В общем, тогдашние египтяне были чем-то вроде антицыган, сколько бы последние ни сочиняли сказки о своем египетском происхождении.
Должным уходом обеспечивалась и полость рта, которую следовало полоскать подсоленной водой. Зубы чистили местным подобием зубной пасты на основе золы и глины.
Священная баня
То, что чистота была для египтянина культовой, видно и из того, что она просто со страшной силой входила в древнеегипетский культ.
Там речь уже шла не о каком-то омовении рук или лица: обязанностью жрецов было тщательнейшим образом следить за чистотой своего тела, ибо нечистота считалась грехом и душевным пороком.
Чтобы не допустить появления паразитов на теле, они каждый третий день сбривали на своем теле всё-всё. Мылись они два раза днем и еще два раза ночью.
Но и это еще ничего, поскольку высшее жречество наяривало с нечеловеческим усердием, стараясь превзойти в чистоте жрецов более низкого класса.
Сохранились надписи на дверях, что входящий в них должен быть два, три или даже четыре раза быть омыт. Предполагаю, что таким образом жрецы стремились уменьшить поток надоедливых посетителей.
Царская банька
Помнится в сказке об Аладдине, которую я на виниловой пластинке слушал в детстве, глашатай кричал: «Закройте окна и заприте дома! Сейчас царевна Будур пойдет в баню, и никто не должен видеть её!»
Вероятно, в Египте призывали делать диаметрально противоположное.
Не уверен, что кто-то созывал подданных поглазеть на моющуюся дочь фараона, но утреннее омовение самого «Сына бога Ра, Повелителя Обеих Земель, Пчелы и Тростника» должны были созерцать хотя бы его приближенные.
При этом последние считали за честь любоваться этим зрелищем и сами подражали фараону в подобных процедурах, заставляя уже своих подчиненных созерцать то, как они будут свое пузико омывать.
Издевались ли их подчиненные над теми, кто был подчинен им – неизвестно, но на каком-то этапе этот «мытьевая пирамида» должна была оборваться.
Скорее всего это заканчивалось там, где уже не было слуг и какому-нибудь полунищему прото-феллаху приходилось барахтаться в тазу в гордом одиночестве, принуждая любоваться сим зрелищем разве что своих детей.
В заключение остается задуматься: если приходить на просмотр утреннего омовения фараона нужно уже чистым, а для этого нужно успеть аналогично потиранить своих подчиненных, которые тоже не грязными приходить должны, то это же в какую рань последним вставать нужно?
А что? Чистота требует жертв! Особенно если это чистота по-древнеегипетски!