Найти в Дзене
Две Войны

Как советский лётчик Лакатош пролетел 145 км сквозь метель и тьму, чтобы остановить немецкие войска

Оглавление

Штурман 392-го ночного бомбардировочного авиаполка Владимир Лакатош в ходе Корсунь-Шевченковской операции совершил исключительно рискованный боевой вылет, за который получил Золотую Звезду Героя Советского Союза. Мемуаров этот военный лётчик не оставил, однако в интервью он интересно рассказал о своём подвиге. Причём этот рассказ несколько отличается от официальной версии событий.

Вместо истребителя – «кукурузник»

Лакатош перед войной поступал в Качинское лётное училище, но медкомиссия его забраковала, а военкомат отправил в школу стрелков-бомбардиров. В 1943 году он её окончил и оправился на фронт. Сначала расстроился, что попал на По-2, но потом смирился с этим.

«Первый боевой вылет я делал на аэродром Основа, у города Змеевка под Харьковом. Огонь по нам с земли был очень сильным. Но мы были до того молодые и глупые, что устроили развлечение – кто успеет уклониться от снаряда. Направляли самолёт на зенитки. Идет снаряд – даёшь резкий крен и меняешь курс. Отходишь и опять… Страха вообще не было», – вспоминал Владимир Павлович.
Владимир Лакатош. Фото в свободном доступе.
Владимир Лакатош. Фото в свободном доступе.

Во многих мемуарах и произведениях о Корсунь-Шевченковской операции рассказывается о том, как 17 февраля 1944 года удалось ликвидировать попытку прорыва, предпринятую сильной группировкой Штеммермана. Сделано это было благодаря советским лётчикам, которые в условиях сильной метели обнаружили эту войсковую группу, подожгли какое-то строение поблизости и дали тем самым идеальный ориентир для удара артиллерии. Вот как это было – по словам самого Владимира Лакатоша.

145 км полёт сквозь темноту и метель

Он болел: лежал с температурой. Пришёл посыльный: «Вызывают на аэродром». Вышел, с трудом отыскал командный пункт – только благодаря тому, что оттуда стреляли ракетами, чтобы он не заблудился в пурге. Напарник Лакатоша, пилот Виктор Заевский сообщил: есть задание слетать на окружённую вражескую группировку.

Лётчики взяли 2 кассеты с ампулами с горючей смесью, бомбы и САБы, задействовав все 6 держателей, и вылетели, несмотря на жестокую метель. Шли на высоте 80-100 метров.

По-2. Фото в свободном доступе.
По-2. Фото в свободном доступе.

Самолёт вели попеременно, примерно по 10 минут. Эти передышки были нужны, потому что машину зверски бросало ветром, словно щепку. В деревне Шендеровке при помощи светящейся бомбы засекли крупное скопление машин и бронетехники, сбросили на него все свои бомбы и кассеты с КС. Начался пожар.

С трудом нашли свой аэродром, но самолёт посадили. Пошли на второй вылет. В нём мотор По-2 отказал. Штурман успел сбросить кассеты с КС, после чего самолёт сильно ударился о землю и скапотировал.

«Лётчика выбросило метров на 10 вперёд, а я, ударившись о приборную доску, потерял сознание и остался висеть в кабине вниз головой. Оказалось – упали на границу аэродрома наших истребителей. Переночевали, а утром я в метель пошёл пешком на свой аэродром – почти 30 км. К вечеру дошёл», – рассказывает Лакатош.

Но и одного успешного вылета отважных лётчиков оказалось достаточно. Используя очаг пожара в качестве ориентиров, по моторизованной группе гитлеровцев дружно ударила советская артиллерия.

Наградной лист Лакатоша (на орден Красного Знамени). Если требуется, можете написать мне в личные сообщения и я вышлю изображение в более высоком разрешении. Фото в свободном доступе.
Наградной лист Лакатоша (на орден Красного Знамени). Если требуется, можете написать мне в личные сообщения и я вышлю изображение в более высоком разрешении. Фото в свободном доступе.

Просто вылететь ночью, в пургу, при сильном ветре и на таком лёгком самолёте, как По-2, уже было немалым подвигом. А Заевский и Лакатош ещё и преодолели 145 км по воздуху, прежде чем обнаружили большое скопление вражеской техники в Шендеровке и окрестностях.

Лётчики не только остались живы, но и нанесли врагу исключительно эффективный удар. Группировка Штеммермана понесла тяжёлые потери ещё до начала своего контрнаступления и лишилась большей части своей боевой техники. Поэтому Заевскому и Лакатошу было вполне заслуженно присвоено звание Героя Советского Союза.

Второй удачный и сверхрезультативный удар

В ходе Яссо-Кишеневской операции Лакатош с напарником бомбили станцию Куши.

«Мы летали мы без парашютов, а на сиденье я, как и другие штурманы в полку, клал 5 штук 8-10 кг бомб. Те, что на подвеске – бросали по цели, а эти – куда хочу туда и бросаю, – рассказывает Владимир Павлович, – Перелетели линию фронта – я заметил в лесу огоньки, взял из-под себя бомбу и сбросил. Внизу начался пожар. Пока шли до Куши, я оборачивался и видел, там всё разгорается и разгорается, и там полыхает уже хороший костёр».
В.П. Лакатош, 2000-е годы. Фото в свободном доступе.
В.П. Лакатош, 2000-е годы. Фото в свободном доступе.

Оказалось – лётчики поразили огромный склад боеприпасов врага. Командир и комиссар полка сказали:

«Володя, на тебя уже послали документы на Героя, а у нас есть экипаж, у которого нет наград. Как ты смотришь, чтобы они получили?» - «Конечно, положительно», – великодушно ответил Лакатош.

Случаи, в которых с трудом верится и самому

Этот полёт в условиях практически нулевой видимости был в военной биографии Владимира Лакатоша далеко не единственным.

Однажды они возвращались на базу ранним утром, в густом тумане. И вдруг с правой стороны из него мелькнула заводская труба. Лётчики решили не рисковать и сесть. Начали пробивать туман, а он оказался до самой земли. Каким-то образом сели, остановились, стали ждать. Через пару часов туман начал исчезать. Лётчики с удивлением увидели, что сидят на огороде возле дома, и с обеих сторон стоят соседние дома. Чтобы взлететь, пришлось разобрать забор и делать разбег по улице.

Группа легких бомбардировщиков У-2 271-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии летит на задание. Фото в свободном доступе.
Группа легких бомбардировщиков У-2 271-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии летит на задание. Фото в свободном доступе.

В другой раз сажали самолёт при таком ветре, что угол сноса составлял все 45 градусов. По-2 садился буквально хвостом вперёд.

«Подбежал наш техник: «Всё хорошо, только развернуть надо». Мы не поняли. Оказывается – сели на стоянку своего самолёта! Справа и слева стоят самолёты, и сзади – тоже самолёт. А мы сели на то же место, откуда выруливали, непроизвольно. Такой был снос!»

Второй раз По-2 Лакатоша падал в 1945-м, в Венгрии. Возвращались на аэродром в темноте и тумане. Пленные немцы, работавшие в лесу, разожгли там костры. Причём сложились они в том же порядке, что и сигнальные огни на аэродроме – буквой «Т». При заходе на посадку самолёт застрял в кронах деревьев и загорелся. Лётчикам пришлось прыгать из него, с многометровой высоты.

Подвиг Владимира Лакатоша и его рассказ о других случаях из боевой практики дают отличное представление о том, насколько мужественно и самоотверженно сражались наши предки в Великую Отечественную.

Спасибо за прочтение статьи! Ставьте лайки,✅ подписывайтесь на мой канал у нас есть 👉 Телеграм , 👉 сайт и канал 📍YouTube. Пишите своё мнение!

Вопрос к читателям:

Как Вы считаете, насколько было опасно лететь в такую погоду?

Интересное видео о том, почему немцы проиграли Битву под Москвой по мнению Маршала Жукова, можно смотреть здесь: