Найти тему
SOTA

Как коммунисты самоуправление спасают

Депутаты Госдумы от КПРФ Валерий Рашкин и Денис Парфенов внесли законопроект об отмене статьи 79 Закона об организации местного самоуправления, которая позволяет городам федерального значения – Москве, Петербургу и Севастополю – принимать свои законы.

Авторы законопроекта ссылаются на ст. 131 Конституции, согласно которой – после принятых в прошлом году поправок – органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему.

Пояснительная записка законопроекта сформулирована очень невнятно. В ней говорится, что «особенности осуществления публичной власти на территориях городов федерального значения могут устанавливаться лишь федеральным законом». По этой причине и нужно поменять закон – чтобы он соответствовал Конституции.

Уже начались домыслы, что коммунисты захотели лишить города федерального значения местного самоуправления. Разбираемся в этой статье: так ли это и чего добиваются Рашкин и Парфенов.

Валерий Рашкин. Фото: Руслан Терехов
Валерий Рашкин. Фото: Руслан Терехов

На первый взгляд, речь идет о сокращении полномочий местных властей. Но, как заявил «Соте» Парфенов, дело в другом: законопроектом хотят сохранить остатки полномочий муниципалитетов, забрав их у региональных властей и передав местным. Мы сразу оговоримся, власти Москвы и других таких городов по статусу государственные, то есть глава Москвы – это по полномочиям глава субъекта, а не мэр условного Новокузнецка. Три города в России имеют уникальный статус. И руководят ими не органы местного самоуправления, а органы государственной власти.

Поэтому Рашкин и Парфёнов хотят отменить статью – чтобы лишить государственную власть полномочий по управлению, передав их на местный уровень – муниципальным депутатам (они по статусу не государственная, а местная власть).

Теперь переходим к пояснительной записке, которая многих сбила столку и заставила думать, что депутаты решили отдать всю власть федерации. Но, как мы поняли, это не так, речь идет о другом.

Ссылкой на статью 131 Конституции депутаты объясняют, что у них есть полномочия вносить эти правки, а вот у региональных властей регулировать деятельность городов федерального значения – нет.

С этим мы согласиться уже не можем: статья 131 Конституции не обязывает города подчиняться исключительно федеральным законом. Как раз наоборот. Норма прямо говорит: особенности могут устанавливаться федеральным законом. Это означает, что такое допускается, но не является обязательным. Одно другое не исключает. То есть регулировать могут и федеральные, и региональные, и местные власти.

Идея расширить полномочия местного самоуправления не лишена смысла и, действительно, необходима в наши дни центризма. Только аргумент, используемый в пояснительной записке, к этой инициативе не очень подходит, ведь регулирование некоторых аспектов федеральным законом не исключает и других способов. Вот, откуда вся путаница и пошла.