Книга понравилось!
Неплохое введение в тему. Впрочем, как и любая хорошая книга, её цель не в том, чтобы поделиться сакральным знанием и ответить на важные вопросы, а скорее в том, чтобы заставить думать в правильном направлении и стимулировать задавать вопросы.
Некоторые вещи рассмотрены несколько поверхностно.
Например, таким важным штукам, как Customer Development, проведению интервью с потенциальными потребителями, валидации идеи, посвящено очень мало места.
На мой взгляд, написание книги подобно участию в спортивной Олимпиаде:
1) участвовать не чаще, чем раз в 4 года - классные идеи, которыми стоит поделиться, вряд ли созревают у человека быстрее.
2) посещать мероприятие стоит только если ты на 2 головы лучше остальных в своей дисциплине.
3) показать все, что ты можешь и выложиться на 150% - другой Олимпиады в твоей жизни может и не случиться.
По 1 и 2 все ОК, вопросы есть к пункту 3. По каждой теме хотелось бы больше примеров, с реальными кейсами как надо и как не надо поступать, выжимку фактов и аналитики. Авторам стоило не ограничиваться 1-2 страницами на главу, а постараться запихнуть всё известное по теме в 10-20 страниц на главу. Т.е. хотелось бы увидеть полноценную "Библию стартапера", а не тизеры крутых докладов по теме.
Ниже главы книги + вопросы к ним по ходу дела.
Пол Грэм. Стартап в 13 предложениях
Отличная глава! Гуру плохого не посоветует . Правда, советов не 13. Есть совет в эпилоге и его дубль в п.5 - "лучше осчастливить немногих, чем понравиться всем". А совет 11 равен 12му (не сдавайтесь). Самое главное правило - понять то, что нужно клиенту и дать ему то, чего он хочет. Также, считаю, надо обратить внимание еще на два момента:
1) Стоит делать только то, что имеет смысл, улучшает жизнь вокруг и наполняет вашу жизнь смыслом. Чем вы захотите заниматься следующие 10 лет и от чего "реально прет" без всякой химии . Честно говоря, меня пугает словосочетание "серийный предприниматель" - человек, который одновременно запускает кучу бизнесов и начиная заниматься проектом уже на старте имеет план его продажи. Для меня все-таки, предприниматель, это человек, улучшающий мир, исполняющий мечты, а не "комбайн", перерабатывающий ресурсы/людей/время в деньги.
2) Важен процесс, а не результат. Если начинать стартап с целью заработать пару килограммов крашенных бумажек, то с вероятностью 99.99% вас ждет провал. Скорее стоит обратить внимание на комфортность работы с людьми в команде и в том, нравится ли вам работать в хипстерском стиле стартапа. Воспринимать все как увлекательное приключение. В конце концов, устроиться работать в большую корпорацию всегда успеешь.
ИДЕЯ
Сергей Ашин. От идеи к бизнесу: 15 шагов
Некоторые вещи созвучны предыдущей главе. Совет №15 (ищите сотрудников с горящими глазами) не столько вреден, сколько нечестен по отношению к будущему сотруднику. Все работодатели ищут "людей с горящими глазами". По факту, либо у вас крутой бизнес и крутые люди сами к вам придут. Либо у вас бизнес унылый, а искать подобных людей, значит их обманывать. Это вскроется, но позже, а вы и сотрудник только зря потеряете время и деньги. Конечно, можно считать, что в стартапе нет моральных ограничений из-за малого бюджета, не урегулированных правовых отношений и тп. Поэтому, можно "идти по головам", обманом привлекать квалифицированных людей (крутые парни сделают мне крутые штуки), но, честное слово, с таким подходом, в карьере в оргпреступности больше шансов на успех и лучше соотношение прибыль/риски .
Николай Давыдов. От идеи к действию
Очень крутая глава! Must read!
Александр Журба. Как проверить идею
"Lean startup не верю, не пользовался, но друзья советуют"... И? Где подробный рассказ, что используется взамен?!
"Не надо посещать мероприятия для стартаперов" - абсолютно не согласен. Конечно, идти потусоваться и поесть халявных печенек нет смысла. Хотя...? . Но идти, чтобы понять и проанализировать тренды, увидеть сильные и слабые стороны команд, growhacks очень полезно. Рассказать другим о своей идее, провалидировать ее или присоединиться к другой сильной команде, также имеет смысл.
Дмитрий Калаев. Как проверить идею: чек-лист
Полезная инфа.
ПРОДУКТ
Александр Бородич. Как и что прототипировать: 6 правил
ОК
Егор Руди. Какими должны быть бизнес и продукт к моменту выхода на рынок
ОК
БИЗНЕС-МОДЕЛЬ
Маргарита Зобнина. Модели монетизации: какие есть и как выбрать свою?
Весьма полезная глава. Где то видел на англ.яз. статью (или это было на ЦП?) про ВСЕ виды монетизации и примеры компаний, которые их используют. Наверное, можно было просто перевести статью и дать примеры компаний в РФ.
Максим Крайнов. Финансы стартапа
Класс! Сжато и по делу. Обожаю статьи с буллетами, где основные мысли, как в PPT-презентации описаны кратко, без растекания по древу.
Николай Митюшин. Как обосновать и проверить свою бизнес-модель
Имхо, эта глава самая важная в разделе "Бизнес-модель" и должна быть помещена в самом начале, на 2 главы раньше. Однако, представлено очень мало информации по важной теме.
Илья Красинский. Как определить ключевые KPI.
Количество формул многих испугает, особенно нежных созданий с гуманитарным складом мышления . В одном предложении суть главы - должно быть: ARPU > CPA*3. Но! Нужно больше минералов!!! (c) Daniel Byalsky. Примеры, реальные кейсы существующих компаний как улучшить метрики. Илья очень крутой чел, умеет "продавать себя" и продвигать личный бренд. От его фразы "я помогу вам найти узкие места, расширив которые можно получить кратный доход" мозг отключается и желаешь немедленно дать ему много денег за 5минутную консультацию . Хочется увидеть полноценное пособие по работе с метриками проекта, а не тизер дорогостоящего доклада. Впрочем, я это уже говорил выше.
Экономика продукта
Константин Шабалин. KPI или << дорожная карта >>?
ОК
КОМАНДА
Алена Владимирская. Как собирать команду и работать с ней
Ждал эту главу и не был разочарован. Все, что нужно знать о хайринге не только в стартапы.
Сергей Белоусов. Как мотивировать команду
ОК
КОММУНИКАЦИИ
Олег Анисимов. Маркетинговые коммуникации интернет-стартапа
Очень круто написано! Идея с публикацией проекта на краудсорсинговой площадке не с целью фандрайзинга, а для PR и получения early adopters - весьма хитроумна и невероятно красива!
Кирилл Махаринский. Как выстраивать маркетинговые коммуникации в стартапе
ОК
Мария Лапук. PR: как это правильно готовить
Если я правильно понял, то в разделе "Знать что говорить" рекомендовано всем врать . Т.е. каждой аудитории говорить то, что ожидают от тебя услышать в позитивном контексте. Государству - мы бла-бла-бла инновации, дайте нам грант; инвесторам - ваши деньги растут, а для доп мотивации нам нужен кэшаут и белый ренджровер; команде - поработайте бесплатно за опцион, через год мы продадимся стратегу и станем миллиардерами и т.п.
Я считаю, что если ты берешь у инвесторов деньги / нанимаешь людей, то врать, даже по мелочам, просто фатально, как для проекта, так и для кармы . Стартапер не играет (не должен играть) в игру, кто кого облапошит - он инвестора или наоборот. Они в одной лодке, если каждый будет думать об интересах другого, все от этого выиграют.
В статье не хватает примеров крутого PR. Фактически, PR это визитная карточка проекта, аудитория узнает о проекте через PR, это критически важная часть стартапа. Имхо, это более важно, чем продажи и технология. PR приводит лидов, лиды конвертируются в продажи, продажи обслуживает технология. PR это "горлышко" воронки и я уверен, там есть много интересных и важных how-to, о которых стоит рассказать - SMM, построение эффективных лендингов, конверсия, лояльность клиентов, вирусные акции, стыковка оффлайн/онлайн продвижения, реклама, позитивный бренд и тд.
ИНВЕСТОРЫ
Дмитрий Чихачёв. Кому и когда надо и НЕ надо идти к инвесторам
Отличная глава! Прочтение сэкономит время вам и инвесторам.
Алексей Соловьев. С чем идти к инвесторам
Супер советы по презентации и питчам!
Дмитрий Фалалеев. Почему отказывают фонды
ОК
Ксения Сухова. Как готовить презентации для инвесторов
ОК
РОСТ
Руслан Фазлыев. Как масштабировать бизнес
Очень полезная инфо! Про грех предварительных оптимизаций знают все, но забывают многие.
Александр Галицкий. Вывод продукта на международный рынок
ОК
ATTENTION!
Искендер Нурбеков. Юридические аспекты стартапа: хочешь мира, готовься к войне
ОК
Игорь Рябенький. Вредные советы: как быстро убить стартап
Классные советы в духе Григория Остера - люблю такую подачу информации.
Книга весьма достойная.
Туда бы еще добавить презентации / главы от докладчиков на "Tolstoy Startup camp" от Яндекс, и готов бестселлер на все времена .
Подробнее об авторе: