Найти тему

"Зеленый город" : экологические вызовы в урбанистике

Оглавление

Экология в 2021 году стала важнейшей часть урбанистического дискурса не только потому, что жители сотен городов по всему миру осознали важность этого вопросы в их повседневной жизни, но и из-за масштабных экологических катастроф: пожары, наводнения, выбросы вредных веществ – всё это стало волновать горожан куда больше, чем раньше.

Городская экология – это отдельная тема в урбанистике, которой, по сравнению с транспортом, архитектурой и общественными пространствами, имеет куда меньшее значение в политическом и социальном дискурсе: многие просто не обращают внимание на этот вопрос, считая проблемы экологии лишь данью технологического прогресса. Однако это не должно оставаться таковым: городская экология должна стать одной из главных забот муниципальных властей и городских активистов, поскольку это та область, где невозможны быстрые изменения, где каждый упущенный год бездействия и тотального игнорирования проблем может стать точкой невозврата. Глобальные экологические проблемы затрагивают города в той же степени, что и уникальные природные объекты, вроде лесов и гор. Ледники в городах, конечно, не таят, а эндемики не вымирают, однако экологические проблемы становятся причиной ухудшения качества жизни в городе, провоцируют развитие множества респираторных заболеваний. Решение экологических проблем в городе также наиболее эффективно с точки зрения глобальных экологических вызовов: больше всего выбросов и мусорных отходов производят города, они же являются крупнейшими потребителями ресурсов и местами сосредоточения промышленности.

-2

Какие существуют главные экологические проблемы в городе и почему важно их решать:

Загрязнение воздуха

Пожалуй, это единственная всеми осознаваемая проблема для большинства крупных и средних городов. Воздух в городе загрязняет абсолютно всё: от машин до промышленных объектов и ТЭЦ. Воздух загрязняется не только углекислым газом, но и другими газами, вроде сероводородов, а также копотью и мелкими частицами. Эти мелкие частицы – микропыль, которая образуется от трения шин автомобилей, а также из-за открытого грунта. Всё это вместе становится настоящим бичом для горожан: респираторные заболевания, включая рак легких, наиболее распространены именно в крупных промышленных городах с наибольшим уровнем загрязнения воздуха. Здоровье горожан, к сожалению, почти никогда не рассматривается в нашей стране как проблема, а федеральные нормы и прочие законы почти никак не ограничивают промышленные предприятия.

-3

Мусор и промышленные отходы

В России эту проблему пытаются решить уже несколько лет, а поскольку к ней, благодаря «мусорным бунтам», приковано большое внимание, можно найти много инсайдерской информации о том, как устроена эта отрасль. Для начала надо понимать, что основную проблему глобально представляют именно промышленные отходы: они не просто химически куда более опасны для окружающей среды, а также куда более сложны в переработке и транспортировке. Из-за этих сложностей многие предприятия, пользуясь тем, что данная область фактически находится в серой правовой зоне (федеральные законы есть, но муниципальные и региональные власти не стремятся создавать свою правовую базу для этой отрасли), просто утилизируют отходы вместе с обычными или вовсе выбрасывают их в окружающую среду, почти не очищая. Именно решение вопросов с промышленными отходами должно стать отправной точкой для «мусорной реформы», которая давно напрашивается вместо той профанации, что существует сейчас. Следующим шагом будет введение системы сортировки и дальнейшей переработки бытового мусора. Это стандартная практика для развитых и развивающихся стран, так что России давно пора двигаться в этом направлении, а пока что даже столица продвинулась не слишком далеко.

-4

Шумовое и световое загрязнения

Эти темы в России вообще не считаются ликвидными и обычно все разговоры заканчиваются словами «ну это же бред», хотя с такими проблемами сталкивается каждый горожанин каждый день. С шумом всё более-менее понятно: широкие дороги без деревьев, шоссе, железные дороги создают шум, далеко не всегда шумозащитный экран, который так любят наши чиновники, спасёт от шума. Тут важно отнести как можно дальше от жилой застройки все возможные источники шумового загрязнения, а также создать зеленые буферные зоны – посадки деревьев, которые являются естественным способом поглощения шума. Световое загрязнение, к сожалению, у нас полностью игнорируется, ведь это не так сильно затрагивает жителей. Тем не менее, наверняка найдется много людей, которым яркий свет фонаря на улице под окном мешает спать ночью. Но проблема светового загрязнения в другом – это мешает животным, у которых из-за обилия света, в том числе в парках, нарушается суточный биологический режим.

Как города по всему миру решают экологические проблемы:

Начать стоит с мусора, поскольку это наиболее очевидная тема. Промышленный мусор – перерабатывать на месте производства или в специальных центрах и вторично использовать, а бытовой мусор сортировать и перерабатывать. Кстати, процесс переработки мусора может быть полностью экологичным: в Копенгагене, столицы Дании, есть мусороперерабатывающий завод в самом центре города. Он имеет нулевые выбросы, а его крыша приспособлена под горнолыжную трассу. Такой проект призван продемонстрировать, что переработка мусора сама по себе может быть технологически очень «environmentally friendly".

-5

Следующий пункт – это воздух. Качество воздуха зависит от нескольких факторов, и главный из них – это транспорт. Автомобили и дизельные автобусы производят просто абсурдное количество вредных выбросов и их сокращение должно стать для города одним из приоритетов. Решать эту проблему можно с помощью создание электротранспорта: электробусы, троллейбусы, трамваи, электрички и прочее. Также в последние годы активно развивается тема водородного транспорта, и Москва может стать первым городом, где протестируют водоробус. Также стоит развивать средства индивидуальной мобильности (СИМы), что также позволит сократить количество вредных выбросов от автомобилей, поскольку всё больше и больше людей будут выбирать общественный транспорт.

-6

Для улучшения качества воздуха также необходимо устранить в городе все участки с открытым грунтом, так как он является главным источником пыли. Другим источником пыли, но только в зимнее время, является шипованная резина. Именно забота о здоровье горожан побудила европейские страны ввести запрет на использование шипованной резины.

Для улучшения качества воздуха города также могут прибегнуть к созданию обширных зеленых зон. Такой проект сейчас реализует Мадрид – «зеленое кольцо» будет окружать весь город и снижать негативное влияние вредных выбросов, а также буквально «остужать» территорию. Такие проекты бы неплохо прижились и в нашей стране, однако надо понимать, что для того, чтобы высаживать новый лес в таких масштабах, надо хотя бы прекратить вырубать существующий в таких масштабах, как у нас.

-7

Подводя итоги, хочется сказать, что это будет далеко не последняя статья про экологию в городе. Поскольку среди урбанистов в России этой проблеме почти не уделяется внимания, хотелось бы спровоцировать хотя бы небольшое «брожение умов» – начало дискуссии об экологических проблемах в городах.