То, что дети сейчас не читают, стало чуть ли не нормой, но мы были в шоке, обнаружив, что один знакомый маленький мальчик, которому было уже почти 6 лет, никогда не слышал: «Уронили мишку на пол. Оторвали мишке лапу. Все равно его не брошу, потому что он хороший». Он замер, широко раскрыв глаза. «А еще скажи», - это он мне. Я повторила еще, и еще, его губки зашевелились, пытаясь что-то повторить, но… ничего не получилось. Выяснилось, что ему НИКОГДА не читали, ни про мишку, ни про Таню, которая уронила в речку мячик. Может быть что-то другое? Были перебраны все возможные варианты самых простых детских стишков, песенок, сказок. Ничего. НИЧЕГО от слова совсем. Чист, как белый лист. Но про мишку то понравилось, и мы попытались выучить, вместе, на распев. Можно не поверить, но на такой простейший, но такой ритмичный стишок у нас ушло несколько часов. По строчке, еле-еле. То, что дети очень легко, уж до 3-х лет точно, знают. Мальчик говорил плохо. Очень.
Если бы он был такой один… Но может быть время другое, может быть им, детям сегодняшним это не надо? Другое, цифровое #поколение? Надо, потому как дальше учиться надо. А когда ничего не развито, то как? Школу то, несмотря на телефон, компьютер и прочие гаджеты никто не отменял. И там беда…
Другая знакомая девочка уже прейдя в третий класс, крайне плохо читала, почти не могла сложить и вычесть, а вся таблица умножения была сокращена до дважды два. При этом оценки получала вполне хорошие. Конкурс родителей? Мама там старалась вовсю.
Еще одна девочка уже и в 4 классе из всех деревьев знала одну березу, даже елку, которая каждый год на Новый год, не могла назвать, а все цветы были одуванчиками.
Может ей по жизни это никак не пригодится? Но общие, самые простейшие #знания, ведь не отменишь. И при чем здесь #чтение, когда речь о березке или цветочках? А при том, что чтение развивает речь, память, внимание, мышление, воображение. Не только чтение книг, конечно развивает. Но значение чтения огромно.
С детьми надо заниматься, детям надо читать. Эти простейшие истины многие современные родители (не все, конечно) воспринимают чуть ли не в штыки. «Нам некогда» и «Мы заняты» - ключевые фразы. Или самооправдание? Некогда сейчас? Когда есть стиральная машина и прочая бытовая техника? Когда многие мамочки сидят с детьми до 3-х лет, а то и больше? И что самое удивительное, при такой запредельной «занятости» мамочке вполне хватает времени на то, чтобы не выпускать из рук свой смартфон, размещая бесконечные и такие, уж простите, пустые посты в соцсетях, трещать часами с подругами… Папочке хватает время на пивасик и танчики, или во что они там сейчас играют. Ребенку же часто разрешают тот же смартфон или планшет, чтобы не мешал, в первую очередь, немало не задумываясь, что это совсем не полезно, хотя бы для детских глаз.
Только вот ребенок есть, и он растет. Ничего, успеем, он еще маленький, все равно ничего не понимает. Потом. Потом почитаем, потом поговорим, потом куда-нибудь сходим. И это только кажется, что ребенок еще маленький и еще не дорос. Любой #психолог вам подтвердит, что закладка всех качеств, черт характера, желание узнавать новое, интерес и познание, да всё-всё-всё закладывается в маленьком человечке до 3-х лет. Потом можно скорректировать что-то до 5. Некоторые моменты, но уже с некоторым трудом, до 7 лет. И ВСЁ!!! Что заложили, то и получите.
Думается, что такое, прямо скажем, разгильдяйское отношение к развитию своего ребенка эхом из 90-х докатилось. Почему? Все очень просто. Надо было не жить, а выживать. Родители вкалывали, чтобы хотя бы прокормить, падая от усталости, какое уж тут домашние чтение или иные удовольствия. А детские учреждения были, но тоже, по большей части, выживали, не до высоких материй. Да дело то и не в них, по сути. Всё, особенно в раннем детстве, от семьи. Это она, что заложит, то и будет. У ребенка перед глазами образец. Дети того поколения выросли, теперь у них свои дети. Только через них не прошел тот опыт, что от поколения к поколению. И многое они упускают или не умеют. Ну и еще лень, конечно, и свои собственные интересы. В гаджетах то проще, по определению.
Много раз нас спрашивали знакомые и незнакомые люди, как нам удалось вырастить читающего и весьма интеллектуально развитого ребенка, кстати рос он в те самые 90-е. Все очень просто. Мы читали. Это не было чем-то из-под палки и через себя. Это были практически ежедневные вечерние семейные чтения. Все вместе и одна #книга. Выбирались такие, что интересно прочесть или послушать всем, независимо от возраста. Таким образом мы перескочили через всякие сказки, хотя может это и плохо. И как хороши были эти вечерние часы! Какое удовольствие! В результате сейчас, когда сын уже вырос, именно его можно назвать лидером знаний, хотя бы в пределах нашей семьи, хотя наши, уже весьма солидные друзья тоже с восторгом говорят о том, что с ним очень интересно. И нет, мы совсем не настроены хвалиться. Просто кажется, что и сейчас, несмотря на всю цифровизацию, ребенок может вырасти читающим. Такие примеры есть, и среди наших знакомых, и, наверняка, среди ваших. Только их не так много, увы.
А вы сами давно брали в руки книгу? Возьмите, получите удовольствие. Ребенок же учится на примерах, какие есть, на таких и учится. Что предложим, то, по факту и получим.
Еще тема, над которой мало задумываются.
Контактный зоопарк. Плохое место и для животных, и для детей.
Приглашаем ваз заглянуть на другой наш канал. Это канал Усадебка. Дача - это не только сад-огород. Дача, загородный дом и участок - большое и весьма беспокойное хозяйство. Все темы, связанные с жизнью за городом - темы нашего канала.