Вчера в сети появился интересный документ, который уже распространился по телеграм-каналам - свод инициатив социально-экономического развития Российской Федерации. Говорят, что план разрабатывался под личным кураторством Мишустина и это является его идеей.
У нас он тоже появился и мы его почитали.
Документ действительно похож на правду, он очень близок к тем идеям, которые Мишустин реализовывал в ФНС. Главная идея это цифровизация всех механизмов государственного управления, в частности государственных услуг, создание цифрового профиля гражданина, разворот государства к человеку.
Однако говорить, что это итоговая версия на наш взгляд нельзя, скорее всего это всё же черновик, так как явно имеются ошибки, повтор текста, не доработаны некоторые разделы инициатив. Но даже в таком виде документ представляет интерес и позволяет делать кое-какие выводы.
ПРОЕКТ "УПРАВЛЕНИЕ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ" РГ03-ОС02-ПР03
Цель: ответить на вызовы, связанные с изменениями на рынке труда.
Задачи:
· единый государственный агрегатор вакансий;
· мобильное приложение «Работа в России»;
· единая цифровая платформа службы занятости;
· мониторинг и анализ трудоустройства выпускников;
· создание биржи навыков - аналитическая система стоимости квалификации;
· каждый второй кадровый документ в электронном виде;
· создана информационная система мониторинга и прогнозирования ситуации на рынке труда.
Прогнозируемые результаты:
v создана информационная система мониторинга и прогнозирования ситуации на рынке труда;
v внедрен «рекрутинговый» набор подходящих работников для работодателей;
v создана Единая цифровая платформа службы занятости населения;
v 50% граждан, ищущих работу, и 30% работодателей, осуществляющих подбор персонала используют услуги центров занятости населения;
v функционал Единой биржи труда стран ЕАЭС ("Работа без границ") разработан и введен в промышленную эксплуатацию;
v создан Единый государственный агрегатор вакансий;
v осуществляется полноценный мониторинг и анализ трудоустройства выпускников;
v переформатирован функционал Национальной системы квалификаций;
v Число самозанятых граждан составляет не менее 5 млн.;
v Сокращение трудоизбыточных регионов в 2 раза (до 31 региона).
Головное ведомство – Минтруд России
Участники (ФОИВ) – Минфин России, Минэкономразвития России, Минцифра России, Минпросвещения России, Минобрнауки России, МВД России, Минстрой России, Минсельхоз России, Минздрав России, МИД России, Росстат, Роспотребнадзор, ФНС, ФАДН.
Что сказать, идея кажется безумной, особенно «50% граждан, ищущих работу, и 30% работодателей, осуществляющих подбор персонала используют услуги центров занятости населения;». Если принять во внимание, что сегодня государственная биржа труда явно не конкурент коммерческим службам трудоустройства. Коммерческие сервисы, увы, сегодня обгоняют государственные. Однако в последнее время наметилась тенденция к изменению ситуации.
Служба занятости начинает активно работать со своими коммерческими конкурентами на партнерских отношениях, создаются программы обучения сотрудников государственных бирж труда. Сотрудники начинают проходить обучение уже по новым методикам, приближенным к коммерческим рекрутинговым компаниям. Полностью перестраиваются цифровые сервисы службы занятости. За год пандемии Минтруд добился значительных успехов по переводу госуслуг в электронный вид. Начал заставлять регионы переходить с региональных программных продуктов на работу на единый государственный ресурс «Работа в России». И возможно Минтруд навел бы порядок и с мигрантами на рынке труда, внедрив оргнабор при закрытых границах. Жаль, что это министерству не удалось из-за объективных причин. Но что удивительно, ведомство не сложило руки, а продолжает работать в этом направлении, так скоро должен заработать реестр недобросовестных работодателей, привлекающих иностранную рабочую силу, хотя в будущем такой реестр должно буде вести МВД. И здесь явно ведомство господина Котякова берет на себя повышенные обязательства и пытается выбиться в первые ряды. Что ж, пока им это удается.
В общем, исходя из того, что сделано Минтрудом за последний год, то на первый взгляд безумная идея не такой уж и безумной может оказаться.
Обращает на себя внимание лишь тот факт, что инициатива предполагает движению по направлению к интеграции рынка труда со странами ЕАЭС. Здесь сотрудничество России с другими членами явно выглядит не соразмерно, рабочих мест у нас создается в разы больше чем в странах-партнерах. А трудовая миграция из России в другие государства-члены ЕАЭС вряд ли когда-нибудь будет массовой и востребованной у россиян. Какие-то инструменты по защите внутреннего рынка труда для приоритетного трудоустройства наших соотечественников все же должны быть предусмотрены.
ПРОЕКТ "СОЗДАНИЕ СРЕДЫ ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ И ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЕЖИ ИЗ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН" РГ01-ОС08-ПР09
Цель: создание среды для привлечения высококвалифицированных кадров и талантливой молодежи из зарубежных стран.
Задачи:
Планируемые результаты:
· создан бренд «Россия – страна возможностей», российская помощь и содействие;
· распространение среднего образования по российским стандартам с выносом пунктов
· приёма единого экзамена в страны потенциальной миграции;
· Распространение среднего специального образования через программу Worldskills, иные, том числе электронные платформы обучения;
· Подготовка трудовых мигрантов в центрах трудоустройства «Трудовая Евразия» до переезда в Россию: русский язык, основы российского права, культур и традиций народов России;
· Сведение и адаптация уже имеющихся инструментов институтов развития под решение задач по созданию условий для привлечения высококвалифицированных кадров и талантливой молодежи из зарубежных стран. Повышение лояльности целевых аудиторий в странах постсоветского пространства;
· Сформирован комплекс мероприятий по кооперации для молодёжи, отдельных кадров,
· научных коллективов, стартапов и малых предпринимателей;
· Созданы условия для защиты интеллектуальной собственности иностранных граждан как инструмента вовлечения в российскую юрисдикцию авторов научных и творческих работ;
Головное ведомство – Минэкономразвития России
Участники (ФОИВ)‒ МИД России, Минобрнауки России, Минтруд России, Минцифра России, МВД России, Минфин России ПРОЕКТ "
Проект явно направлен на постсоветские страны, так как наше образование в первую очередь интересно в этих странах. Европейская молодежь вряд ли заинтересуется таким предложением.
Обращает внимание, что продвигаются стандарты обучения Worldskills, а не национальные Профстандарты, но эта тема для глубоко посвященных в данное противостояние.
ПРОЕКТ "ТРАНСФОРМАЦИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ" РГ02-ОС05-ПР01
Цели:
сокращение срока от идеи до начала строительства до 7 дней, обеспечение гибкого управления бюджетными средствами и повышение производительности труда в строительстве.
Задачи:
провести административную трансформация;
провести цифровую трансформация;
провести профессиональную трансформация.
Планируемые результаты:
до 2021 года
Сокращение процедур на 30 % (с учетом подключения к сетям) и предоставление земельных участков;
Процедуры закрытого перечня осуществляются на порталах госуслуг в крупных агломерациях с большим объемом строительства
Ликвидирован дефицит рабочей силы за счет привлечения иностранной рабочей силы и рабочих из иных отраслей;
до 2024 года
Сокращение инвестиционно-строительного цикла не менее чем на 18 месяцев для пятилетних проектов
Суперсервис «Цифровое строительство» на базе ЕЭКО с геопривязкой для основных агломераций
Созданы строительная биржа труда и возможность использовать лучшие мировые практики при проектировании и строительстве
до 2030 года
От идеи до выхода на стройплощадку не более чем за 7 дней
Создана умная экосистема строительной отрасли (управление жизненнымциклом)
Производительность труда в строительстве увеличена на 10%
Головное ведомство – Минстрой России
Участники (ФОИФ) ― Минцифрв России, Миннерго России, Минфин России, Минтруд России, МВД России, Минпросвещения России, Минобрнауки России, Росреестр
Нас в первую очередь заинтересовал пункт: «Ликвидирован дефицит рабочей силы за счет привлечения иностранной рабочей силы и рабочих из иных отраслей;», причем, согласно документу, это должно было случится к 2021 г. Но как мы и говорили, скорее всего - это всего лишь проект документа, который сейчас корректируется. Но нас смущает не амбициозные планы по ликвидации дефицита трудовых ресурсов, а их методы. Предлагается восполнять их изначально иностранной рабочей силой, что конечно для государства, на наш взгляд, является ошибкой. В первую очередь надо работать над восполнением собственных трудовых ресурсов, за счет увеличения численности населения. А это возможно только при повышении достатка граждан своей страны. Здесь конечно надо пересматривать программу «Демография» и увеличивать расходы на неё. Придумывать новые стимулы для увеличения детей в семьях россиян.
Параметры пункта «Производительность труда в строительстве увеличена на 10%» явно занижены, так как эта цифра не отвечает реальным возможностям повышения производительности труда при автоматизации производства, в том числе и в строительной сфере, при отказе от неквалифицированного труда мигрантов. или мы не собираемся отказываться от неквалифицированного труда?
Ещё один из интересных проектов это
ПРОЕКТ "ВОЗРОЖДЕНИЕ МАЛЫХ ФОРМ РАССЕЛЕНИЯ" РГ02-ОС01- ПР02
Цель: Обеспечение сбалансированной системы расселения в стране
Задачи:
· Определить перечень опорных пунктов, подлежащих приоритетному финансированию из государственных программ Российской Федерации;
· Разработать стандарты инфраструктурного развития малых территорий;
· Определить перечень объектов инфраструктуры, необходимые для развития на территории опорного пункта;
· Определена приоритетность реализации мероприятий по развитию инфраструктуры в государственных программах;
· Разработать ПСД и провести экспертизу ее достоверности (при необходимости);
· Обеспечить финансирование развития необходимой инфраструктуры;
· Сформировать команды экспертов, обеспечивающих сопровождение проекта;
· Разработать программу обучения вопросам эффективного развития территорий и провести обучение представителей ОМСУ, РОИВ;
· Осуществление постоянного мониторинга реализации проекта.
Головное ведомство‒ Минсельхоз России
Участники (ФОИВ)‒ Минтруд России, Минстрой России,МинспортРоссии,МинцифраРоссии, МинвостокразвитияРоссии, Минфин России, Минпросвящения России, Минкульт России, Миздрав России, Минэкономразвития.
Здесь прямо видим попытку государства развернуть внутреннюю миграцию сложившуюся в стране из села в город в обратном направлении. И здесь важно не просто её уменьшить или приостановить, а именно развернуть. Сёла сегодня не просто испытывают отток постоянно проживающего населения, им катастрофически не хватает рабочих рук, поэтому необходимо их восполнять, и желательно постоянным населением, а не временными работниками.
Конечно это правильный вектор, без рабочих сёл страна будет голодать. И надо создавать условия для нормального проживания населения не только в больших городах, но и в деревнях, а это конечно связано в первую очередь с наличием инфраструктуры. Также необходимо сделать труд обычного крестьянина не просто уважаемым, но и престижным, и прибыльным.
С остальными проектами предлагаем ознакомиться самим.
Ещё раз оговоримся, что мы не утверждаем 100процентную подлинность документа, но если внимательно посмотреть какие решения Правительства принимало за последний год и какие рассматривает шаги в будущем, то становится ясно, что оно идет очень близко к этому документу.
Наш телеграм-канал Pro_Migration.