Роман Сенчин – российский прозаик, настоящий и всеми признанный бытописатель современности. Многие читатели упрекают Романа Валерьевича в некоторой унылости и безнадежности его произведений. А его ли надо упрекать в этом?
Неправильно считать, что XXI век начался в 2000 году – открыл новую эпоху год 2001-й. Именно эпоху, так как время нашего существования уже не просто бежит, оно пролетает, стремительно, как в ускоренной перемотке фильма – мелькают времена года, люди, лица, события…
Те, кто сегодня читает его новую книгу «Нулевые», так или иначе застали эти годы, с 2001 по 2010, и только сейчас, в наше неспокойное время, могут оценить плавное течение этого небольшого временного промежутка, пока не замеченного и не описанного историками. Россия «стабилизировалась». Закончился «парад суверинитетов» и разговоры об особом пути Татарстана и Дальнего Востока, страна как-то «законсервировалась» и перестала грозить распадом на отдельные независимые куски. Но это все высокая политика, слабо касающаяся обычного «маленького человека» и его жизненных обстоятельств. Нулевые, после разрушительных девяностых, повеяли порывами свежего ветра, многим дали надежду. Время, которое называют «тучным», обозначило некоторый подъем благосостояния, ознаменовавшийся рождением нового обывателя без высоких целей и идей, с неизбывным шопингом, ипотекой, первой иномаркой и поездками за границу – он счастлив этим и заботится только о приумножении того, что уже есть.
Сенчин в описании быта всегда точен и дотошен, он настоящий свидетель времени. Попробуйте вспомнить – какой кофе вы пили, к примеру, в 2005-м, сколько стоил в то время батончик Сникерс, или какие новости читали в газетах и глянцевых журналах? Писатель помнит все, раскладывая по полочкам нашу повседневность, заставляя нанизывать на эту тонкую нить более важные воспоминания, которые есть у каждого и имеют свойство быстро стираться в памяти. Для Сенчина крайне важно скрупулезно сохранить все приметы времени, поскольку невозможно «запомнить все и носить это в себе», поэтому автор берется решать весьма сложную задачу – «расшифровать» то, что уже прошло и вряд ли когда-либо вернется обратно.
На презентации книги в «Библио-Глобусе» Сенчин назвал этот сборник рассказов «собственной летописью того десятилетия: история - вещь довольно сложная, малопонятная; для кого-то – это хронология, памятные даты, а для кого-то – мелочи повседневной жизни». По его собственным наблюдениям, люди меняются менее всего, приспосабливаясь «под условия», и слава Богу! Все истории в «Нулевых» навеяны реальными событиями, и герои в них не «сотканы из воздуха», а живут (или жили) рядом с писателем, мучаются бессмыслицей своего существования, ловят за хвост ускользающее эфемерное счастье, влюбляются и разочаровываются.
А что, собственно, изменилось со времен Чехова, Толстого или Зощенко? «Мы очень любим оглядываться назад, – замечает писатель, – «например, про период застоя сегодня пишут грустно -сладкие романы, и такая литература всегда востребована». Мы читаем романы, повести и рассказы Романа Сенчина, чтобы узнать самих себя и понять, не зря ли прожили жизнь, много ли совершили ошибок, а главное – что дальше-то? Наступила другая эпоха, примет ли она нас?
Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на наш канал и читайте хорошие книги!