Принято считать, что советский автопром не парился по поводу смены модельного ряда. То есть опытных разработок было хоть отбавляй, а по факту с конвейера сходили одни и те же автомобили. Однако, если хорошенько покопаться в памяти, то вроде как модельный ряд и менялся: этак раз в 10-15 лет. Причем касалось это не только легковушек, но и грузовиков
Предлагаю взглянуть на самые известные модели-долгожители, которым жизнь отмерила не менее 35 лет. За начало «жизни» возьмем год рождения первого опытного образца. А заодно выясним, какой завод дольше всего цеплялся за свои «бестселлеры», и как много их было выпущено.
Так в 1939 году в Горьком стартовала эпоха «газончиков» в виде ГАЗ-51. То, что война спутала планы рождения нового грузовика, оказалось не критично. Модель в итоге производилась серийно с 1946 до 1975 года, то бишь с момента появления первого опытного образца до схода с конвейера последнего серийного минуло 36 лет. Всего было собрано 3481033 автомобиля. Превзойти этот рекорд потом не смог даже ГАЗ-53.
В 1959 году родилась знаменитая «шишига» - ГАЗ-66. Кургузый грузовичок благодаря свой проходимости пришелся по душе всем, кому о дорогах приходилось только мечтать. На конвейер он успел попасть под занавес 1963 года. В итоге вездеход производился аж до 1999 года – то есть с момента рождения ему минуло 40 лет! Всего же собрали 965941 машину в различных модификациях.
В 1956 году в Москве на свет появился первый опытный образец ЗИЛ-130. Первые серийные машины собрали в 1962-м. Далее эта известная всем и каждому машина сходила с конвейера до 1986 года. А потом с 1986-го по 1995-й этот же грузовик производился в Москве под названием ЗИЛ-431410, оставаясь для всех все тем же «сто тридцатым». Суммарно за 39 лет было выпущено 3388312 экземпляров. А к чему сделана оговорка про Москву? Так в 1995 году производство «сто тридцатых» перенесли на филиал в Новоуральск, где сначала под именем ЗИЛ, а потом под собственной маркой АМУР эти грузовики делали аж до 2011 года! А это уже, на минуточку, 55 лет...
Еще один «неубиваемый» зилок - полноприводный ЗИЛ-131: появился в 1956-м, серийно производился с 1967-го по 1987 год. А затем до 1995 года модель шла под индексом ЗИЛ-131Н. Суммарно за 39 лет было собрано 998429 единиц. Ну и точно так же, как и в случае с ЗИЛ-130, история имела продолжение с производством в Новоуральске вплоть до 2011 года.
С небольшой натяжкой можно записать в долгожители и ГАЗ-3307 вместе с ГАЗ-3308 и ГАЗ-3309. Первый опытный образец ГАЗ-3307 сделали еще на рубеже 1985 и 1986 годов. А объявили о снятии с производства аккурат спустя 35 лет. Хотя сняли ли в действительности? Всего пару месяцев назад видел в продаже у дилера совсем новенький полноприводный самосвал на шасси ГАЗ-33086...
Пожалуй, от долгожителей можно перейти и к «бессмертным».
В 1962 году в Кременчуге собрали первый образец самосвала КрАЗ-251. Наследник «крокодила» просуществовал под таким названием в виде опытных образцов до 1978 года, после чего был переномерован в КрАЗ-6505. Не берусь сказать, как бы сложилась судьба модели, сохрани свою целостность Советский Союз, но на Украине машине так и не нашлось полноценной замены, и она выпускается до сих пор, а это уже почти 60 лет. Чем не рекорд?!
Вместе с вышеупомянутым самосвалом «кощеем бессмертным» стал и лесовоз КрАЗ-6437. Его выпуск начался в 1983-м и формально продолжается до нынешних времен. Так что обозначенный рубеж в 35 лет пройден.
В 1962 году в Минске был собран прототип специального колесного шасси МАЗ-543. Машина пошла в серию в 1965 году, а с 1973-го на конвейер встала модификация МАЗ-543М, которую Минский завод колесных тягачей выпускает и по сей день. Так что и белорусы смогут в следующем году отмечать 60-летие модели.
В 1972 году на свет появился первый опытный Урал-4320. Пройдя ряд модернизаций, детище уральского автозавода продолжает выпускаться и по сей день. Таким образом, дизельный «Урал» живет уже 49 лет – тоже весомые цифры.
И вне общего зачета идет третье поколение грузовиков МАЗ. Именно потому, что речь идет не о конкретной модели, а о целом семействе машин.
Первые образцы МАЗов нового поколения появились в 1971-1972 годах - тогда еще под старыми индексами МАЗ-Э515 и МАЗ-Э504В. А в 1973 году появились и первые машины семейства с новыми индексами. Это был бортовой грузовик МАЗ-5336 (4х2), седельный тягач МАЗ-6422 (6х4) и самосвал МАЗ-5551 (4х2). В 1975 году появились: бортовой грузовик МАЗ-6303 (6х4), лесовоз МАЗ-5434 (4х4). А в 1976 году вездеход МАЗ-6317 (6х6). Все эти модели до сих пор официально не сняты с производства, и завод готов собрать их под заказ. Естественно, речь в основном идет о полноприводных машинах, которые интересуют военных и различные силовые структуры.
На первый взгляд ситуация похожа на КрАЗ, который выпускает наследие советских времен. Вот только на МАЗе еще с середины 1990-х собирают четвертое поколение грузовиков, а с прошлого года налажена и мелкосерийная сборка тягачей пятого поколения. На вопрос, когда же третье поколение наконец-то уйдет на покой, минчане только загадочно улыбаются. Будет спрос, и будут МАЗы – так, что ли?