Я, подобно другим водителям, имею полис страхования. В моём случае - ОСАГО. Срок действия моего полиса был до конца августа. Его надо было продлевать.
В начале июля мне позвонили с незнакомого московского номера. Слышимость была плохая, название компании не расслышала, но показалось, что это звонок из моей страховой компании. С предложением продлить полис.
Кое-что меня удивило:
дата окончания срока действия была названа неверная,
меня попросили озвучить данные водительского удостоверения.
Поскольку в тот момент мне было неудобно возиться с документами, я попросила перезвонить на следующий день. Мне пообещали повторный звонок. В конце разговора я задала уточняющий вопрос (конечно, с него надо было начать общение), и с удивлением услышала, что это звонок совсем из другой компании. Той, в которой я оплачивала страховку за свой первый автомобиль более 10 лет назад. Вернее, так сказал звонивший. (Спойлер: на самом деле звонивший солгал.)
С 2009 года я сменила не только агента, но и автомобиль. Было немного странно, что мною заинтересовалась другая компания. Хотя, в условиях рынка это, скорее, норма. Кто быстрее, тот и с деньгами.
Агент, который работал со мной с 2018 года, меня вполне устраивал. Поэтому даже обрадовал тот факт, что повторного звонка не последовало. Но вот досада! Я в начале года сменила телефон. Часть контактов было утеряно. В том числе и номер телефона девушки из моей страховой компании.
В июле я была на вне города, с отвратительным интернетом, большой ежедневной нагрузкой, поэтому времени на поиск контакта тогда не нашлось. Надеялась, что ближе к концу августа что-нибудь придумаю.
Это было ошибкой. Уже тогда надо было взять контроль в свои руки и удостовериться: действительно ли звонок поступил из страховой компании.
В итоге, когда я думала, что обо мне уже забыли, перезвонил молодой человек.
В силу того, что давно уже не приходилось мне попадаться на удочку мошенникам, я как-то слишком утеряла бдительность. Поэтому, увы, оказалась морально не готова к тому отпору, который должна была дать.
И согласилась оформить полис. Он же мне был нужен!
При этом даже после того, как я озвучила все необходимые данные, я не озаботилась тем, чтобы проверить факт общения с сотрудниками конкретной компании.
Как оказалось, звонок в компанию вполне мог помочь. Даже при том, что сам полис ОСАГО попадает в базу данных лишь после его оплаты. Но именно страховая компания может дать нужную информацию. Главное: быть готовым слушать и слышать.
В частности, на сайте страховой, от лица которой "работал" данный "агент", есть список телефонов, с которых могут поступить звонки от мошенников, а также четко описано на что следует обратить внимание, чтобы не стать жертвой мошенничества.
Я не прислушалась ни к одному "сигналу", которые получала.
Буквально за день до того дня я совершенно случайно увидела статью о мошенниках в сфере страхования ответственности водителей. На эту же тему слышала передачу по радио. И ни разу! не подумала, что это может относиться ко мне.
Может возникнуть мысль: так попадаются только простаки! Не стоит так думать. Меня подвела как раз излишняя самоуверенность и период длительного успешного противостояния разным сомнительным личностям.
Звонки из "банков" меня иногда откровенно развлекают. Про победы в "лотереях" с последующим розыгрышем приза - это вообще далекое далеко. Вакансии, которые предлагаются с целью "развести" кандидатов на деньги тоже обычно определяю быстро.
Но вот страхование автогражданоской ответственности - это та сфера, в которой до сих пор с обманом мне сталкиваться не приходилось.
В общем, если кратко, то по итогам беседы с "личным менеджером" мне должны были привезти полис на дом. После оплаты я бы получила на руки полис, а "страховая компания" - деньги. Действие же самого документа о страховании (со слов "сотрудника") началось бы с момента, указанного в полисе.
Что меня спасло? По сути, чудо!
В день, когда должен был приехать курьер, мне трижды за утро позвонил "личный менеджер". Звонил то с питерского номера, то с московского. Каждый раз с вопросом: "вы ждете курьера?"
Лишь после третьего звонка я обратила внимание на несколько странное поведение "агента". В реальности ни разу не сталкивалась с тем, чтобы после оформления заказа из какой-либо компании звонили больше одного раза с целью выяснения вопроса: а не передумала ли я?
С курьером я должна была встретиться после 18. Мне было так удобно. Я уже и наличку сняла, поскольку мне сказали, что терминала для оплаты у курьера не будет. И вдруг примерно в 17.15 мне снова позвонил тот самый молодой человек - "менеджер" - со словами, что курьер уже ждёт меня. И мол, где же я и когда буду. Это при том, что встреча была назначена на "после 18"!
Вот тут-то я поняла, что всё идёт как-то неправильно. Всё-таки звонить должен был бы курьер.
В этот момент я поняла, что просто обязана позвонить в страховую компанию и всё выяснить.
Я потратила 15 минут времени на ожидание и сам разговор, но именно он стал спасительным для меня и моего кошелька.
Как оказалось:
- никаких расчётов по моим данным нигде в системе не содержалось;
- номера телефонов, с которых мне звонили, уже давно значились как мошеннические.
Кроме того, оператор сообщил, что если я всё же решусь встретиться с этими людьми (хотя мне "настоятельно рекомендуют ничего у них не покупать"), то надо обратить внимание на следующее:
- настоящий полис имеет голографическую защиту;
- в настоящем буквы, как и на купюрах с деньгами пробиты в листах, то есть можно ощутить это пальцами;
- адрес компании должен быть указан совершенно конкретный - он не должен быть никаким другим.
Так что на встречу я пошла подготовленной. И, кстати, на всякий случай деньги с собой не взяла, чтобы из рук не вырвали - мало ли что. Но уже на тот момент решила, что, даже если всё с полисом будет как надо, то я потрачу час времени и съезжу в офис, чтобы заключить договор там. В крайнем случае просто оплачу курьеру потраченное время.
Итог встречи с курьером оказался предсказуем
Что удивило, так это сам курьер. Пацан - которому хорошо, если 16 было.
Передал мне конверт с полисом. Я конверт вскрыла, изучила и даже сфотографировала документ.
Металлизированная лента на документе присутствовала. А вот дырочки на бумаге практически отсутствовали, хотя складывалось ощущение, что их пытались "сделать".
Серия "полиса" вызвала сомнение, но точку поставил "юридический адрес" - он был абсолютно неверным. Что даже немного странно. Мне до сих пор непонятно: почему мошенники не напечатали правильный юридический адрес. Ведь именно на это может обратить внимание клиент. Может, я чего-то просто не знаю? Если вы в курсе - напишите, пожалуйста, в комментариях.
Самым удивительным для меня стало то, что я внутренне посочувствовала курьеру. Когда он понял, что денег ему не заплатят, он сильно расстроился. Кстати потом оказалось, что он был вполне реальным курьером, нанятым на выполнение разового поручения. И именно с ним "заказчик" перестал выходить на связь.
Ну а потом этот самый "заказчик" в разговоре по телефону мне сообщил, что я якобы выхватила конверт у курьера и, не оплатив полис, удалилась. Пришлось в ответ объяснить, что не мешало бы ему сначала связаться с курьером, чтобы узнать у него что и как.
В общем, я осталась с деньгами, но до сих пор не дошла до отделения полиции, чтобы написать заявление о попытке провести со мной мошенническую сделку. Думаю, что сделать это всё же надо. Тем более, что жизнь познакомила меня ещё с одним видом мошенников. Но об этом в другой раз.
Вот памятка, на что надо обратить внимание и что предпринять, чтобы не стать жертвой мошенников при оформлении полиса ОСАГО (листайте галерею)
По поводу оплаты и личности продавца - пожалуй, это спорные моменты. Иногда возможны и иные варианты (если вы уже не первый раз оформляете именно у этого агента и всецело ему доверяете). Но терять бдительность не стоит.
Что же касается стоимости и самого полиса, то тут просто не может быть иных вариантов.
Поделитесь, пожалуйста, в комментариях: с какими видами мошенничества приходилось сталкиваться лично вам и вашим близким? И с каким исходом? Удалось ли сохранить деньги?
#мошенничество #полис Осаго #как не стать жертвой мошенников