Дополненная реальность в издательском деле, возможна? Кто такой цифровой продюсер и что такое интерактивные книги и квесты?
Современный мир стремительно меняется, вызывая множество вопросов у обывателей: «как жить дальше?», «что дальше будет?», «что нас ждёт?». Ответы можно искать в различных идеях и проектах, толкающие прогресс вперёд. Постижение происходящего прямо здесь и сейчас, возможно при попадании в такой мир, где ежедневно происходит обновление массовой информации, образующее единое медиапространство.
В условиях стремительного обновления появляются новые профессии, структурирующие идеи заказчиков, направляющие их на результат. Одна из таких профессий – цифровой продюсер. Смело можно заявить, что эта специальность появилась совсем недавно, несмотря на то что всем известные продюсеры уже давно существуют, они занимаются телевизионными, музыкальными и прочими проектами.
Но в чём же отличие цифрового продюсера от обычного?
Цифровой продюсер в первую очередь управляет сложными медиапроектами, чаще всего они имеют многоплатформенность и использование цифровых возможностей в производстве контента. А поскольку современное общество всё больше и больше зависит от технических нужд, ориентируя свою работу в сторону цифровой среды, с этим должны работать профессионалы. Нас окружают приложения, видеоигры, мультимедийные книги, онлайн-курсы и многое другое. Именно это и является сферой деятельности цифрового продюсера.
Телефонные приложения стали частью нашей жизни.
Просыпаемся мы при помощи будильника, встроенного в наши устройства. Многие следят за потреблением воды при помощи приложений. Нужно проложить путь до памятника архитектуры? Нам помогает навигатор. Но это начинает отходить на задний план. Большинство продюсеров занимающихся развитием цифровой медиаиндустрии уверены: будущее за дополненной реальностью.
До 1999 года дополненная реальность как таковая широко не использовалась, а многими учёными и исследователями даже не понималась. Ситуация поменялась лишь когда японский профессор Хироказу Като из института науки и технологий Нары выпустил уникальное программное обеспечение под названием ARToolKit. Приложение позволяло отслеживать видеозахват действия в реальном мире и объединить их вместе с визуальными объектами. Появление данного набора инструментов позволило пользователям «прощупать» дополненную реальность и увидеть её перспективы.
Уже сейчас дополненная реальность начинает использоваться в разнообразных сферах деятельности человека. «Маски» в мессенджерах, игры с дополненной реальностью на примере игры «Pokemon Go», онлайн магазины с функцией примерки одежды onlain и многое другое.
По информации IDC за первый квартал 2019 года спрос на устройства дополненной реальности увеличились на 27,2%, по сравнению с аналогичным периодом в предыдущем году. Цифровые продюсеры уверяют что на этом всё не остановится и рынок подобных технологий увеличиться к 2022 году в 7 раз.
Без сомнений данное расширение нашего мира несёт за собой не только «модную» тенденцию, но также и имеет ряд плюсов, которые также следовало бы разобрать подробнее.
- Дополненная реальность тесно связана с окружающим миром, ведь предполагает его дополнение при помощи новых технологий и визуальных эффектов;
- Розничная торговля. Людям не нужно стоять в очередях, они могут «примерить» вещи или украшения, подобрать и «расположить» диван или кресло при помощи новых технологий, не выходя из дома. Без сомнений это экономит время;
- Туризм. Никакой гид не сможет заменить дополненную реальность. Одно нажатие или наведение устройства на интересующее место или предмет, как сразу же можно получить лекцию на любом языке. Без сомнений это упростило бы жизнь людям с языковым барьером. Плюс ко всему - навигация. Открыв приложение или надев очки, направив камеру на нужную улицу, стрелка укажет вам точное направление куда необходимо двигаться, не придётся гадать добрался до нужного места или нет;
- Развлечения. Наведя устройство на вывеску ресторана со специальными метками, сразу же открывается меню со всеми блюдами, представленными в данном заведении. Тот же метод справедлив при выборе кино в кинотеатре;
- Образование. Открыв учебник и просканировав замаскированный код, ученик или студент получает доступ к видео урокам или лекциям. Интерактивные уроки способствуют углубленному и увлекательному усвоению материала;
- Производство. Посредством AR (дополненной реальности) реально существенно ускорить и обезопасить рабочий процесс, сделав его эффективнее. Маркеры и замаскированные QR коды AR на оборудовании позволят контролировать ход работ, снизят вероятность производственных ошибок;
Полиграфия. Издательское дело также не останется в стороне, дополненная реальность расширит границы полиграфии, увеличив процент погружённости и вовлеченности читателей, ведь до нововведений этот процент ниже чем в электронных ресурсах.
Технологию могут использовать:
- Периодические издания и каталоги. Прочитав новость и отсканировав код, на мобильном устройстве пользователя сразу же открывается видеоролик о произошедших событиях или же открывается визуализация продукта, который может продаваться в журнале(каталоге). Человек может рассмотреть товар с разных сторон (или даже примерить) и лишь тогда принимать решение о его покупке.
- Детские издания. При помощи дополненной реальности можно оживить любую детскую сказку, «вдохнув» жизнь в персонажей или даже сцены.
- Научно-популярные издания. Теоретическая информация может дополняться наглядной демонстрацией научных открытий, разработок и т.п.
- Литературные издания. Может открываться доступ к рецензиям, аудиокнигам или же интервью с автором произведения. Также оживление персонажей, как и в детской литературе. Открытие ссылок на покупку похожих книг или других книг этого автора.
Плюсы без сомнения раскрывают ARтехнологии с положительной стороны. Главным минусом можно считать дороговизну производства, однако это не мешает развитию нового течения прокладывающего путь в новую реальность, где люди будут жить в дополненном мире.
Хотелось бы разобрать работу цифрового продюсера на примере разработки современного приложения.
Цифровому продюсеру поступает заказ на создание квестового движка с дополненной реальностью под названием Qofa (сайт существует и находится в разработке, но уже сейчас им можно пользоваться: https://qofa.ru). Сайт направлен на создание квестов, которые может делать и проходить каждый пользователь.
Для начала следует разработать концепцию и понять актуальность данного проекта, понять, кто будет пользоваться приложением и главное, чего придерживаемся во время разработки – польза продукта.
Многие молодые, да и не только молодые люди любят проходить квесты. Подобные виды деятельности подходят для сплочения коллектива, помогают в развитии коммуникативных качеств, вызывают интерес общества, развивают инициативность, да и просто являются отличным способом интересно провести время. Как показывает большинство опросов, молодое поколение большую часть времени проводит в гаджетах и социальных сетях, сидя дома. А что, если квесты будут повсюду? Они будут окружать их в повседневной жизни, и тогда банальный поход в магазин или прогулка в парке будут похожи на выполнение заданий в игре с начислением баллов, которые можно будет обменять на что-то полезное у спонсоров. Это отличный повод собраться с друзьями и посоревноваться в прохождении квестовых заданий. «Квесты повсюду» таков девиз проекта Qofa, что намекает на их деятельность.
После того как определена целевая аудитория и основные цели проекта, следует разработка приложения, его оформление, фирменный стиль, вёрстка, заполнение тестовыми квестами, тестировка, поиск спонсоров. Далее следует начать рекламную компанию по продвижению продуманного и готового приложения.
Таким образом профессия цифрового продюсера важна и востребована. Работая в цифровых компаниях, занимающихся адаптацией привычного нам традиционного искусства к новой, цифровой культуре, правильный подход продюсера открывает новую реальность для окружающих. Это особенно актуально в современности.