Наверное, не найдётся такого человека, кто бы не любил природу. А любите ли вы природу в живописи?
Предлагаем Вашему вниманию рассказ о художнике-пейзажисте с говорящей лесной фамилией, главной темой творчества которого и главной любовью в жизни был лес.
Кому не знакомо полотно «Утро в сосновом лесу» Ивана Шишкина?
Эту картину мы знаем с детства: чаща леса, утренний туман, могучие стволы и разлапистые ветви сосен, сломанное бурей старое дерево. Никто не заходит в это дремучее царство, привольно здесь зверю. Вот и резвятся на поваленном дереве три медвежонка, а рядом мама-медведица. Кстати, изобразить мишек помог Шишкину его приятель – живописец Константин Савицкий, и получились они очень забавными…
25 января следующего года будет 190 лет, как в небольшом старинном городке Елабуге, что стоит на высоком берегу реки Камы, родился Иван Иванович Шишкин. В тот самый морозный день отец его по стечению обстоятельств попал на реке под лёд, сильно простудился и бредил в горячке. Ребёнку решено было дать имя Иван, согласно народному поверью сохранить отца в живых. Удивительно, но отец выздоровел и встал на ноги.
Был Иван Васильевич Шишкин купеческого сословия и занимался торговлей хлебом. Несколько лет подряд его избирали городским головой. Невероятно, какие люди жили в то время – он сам разработал проект и на свои деньги построил в городе водопровод. Был он высоким, сильным, а в душе – мечтатель и поэт. У него был пытливый ум, отец сам освоил механику, химию, экономику, а также увлекался историей, археологией, подчас в ущерб купеческому делу.
Мать, Дарья Романовна, прекрасная хозяйка, выросла в небогатой семье, сама научилась читать, писать и считать.
Жили Шишкины в большом доме. Сейчас – это дом-музей. Посетители ходят по комнатам, где художник провёл своё детство, куда он приезжал, будучи мастером, где создавались его замечательные произведения. Почти полностью сегодня воссоздана обстановка дома. Печь, мебель, даже обои точно такие, какими были почти 200 лет назад. Большая гостиная обставлена была мебелью красного дерева, а в уютной розовой гостиной – с канделябрами, изящной мебелью – проводили вечера и читали. Женщины рукодельничали, а братец Николай любил взять в руки гитару.
Кабинет отца украшал портрет Шишкина-старшего, работы не кого-нибудь, а художника В. Верещагина, и фотографии семьи.
В столовой за огромным столом с самоваром в центре собиралась вся семья. Прежде чем приступить к трапезе, читали молитву с почтением, глядя на икону Спаса в углу. Тикали мерно часы с кукушкой и перепелом. Горожане под окнами толпились послушать диковинку, что отец по случаю приобрёл на ярмарке.
Сегодня туристы поднимаются по узенькой крутой лесенке на второй этаж в комнату художника.
Всего-то и обстановки: справа кровать, слева – комод, сундук с лоскутным ковриком, который сделала сестрица. В пронизанной солнечным светом мастерской воссоздан быт 60-80 гг. 19 века. На мольберте – великолепный этюд «Хвойный лес».
Как же сын купца стал художником?.. Дом у Шишкиных был просторный, шумный. Кроме Вани, было ещё пятеро детей: четыре дочери и сын. А ещё жили дальние родственники, старые слуги, которые уже не могли работать. Нелегко было содержать такую ораву.
Практичная Дарья Романовна частенько упрекала мужа за то, что не копит деньги, а тратится на редкие книги, что в ущерб делу «занят забавой» – то есть разными науками, а случись беда – открывает амбары соседям и знакомым.
Первые зарисовки
Не верила Дарья Романовна, что и из младшего Ванюши выйдет толк. Целыми днями он бродил по лесу, а дома рисовал то, что запечатлелось в его душе. Отец как-то увидел, что сын рисует – то палочкой на земле, то угольком на стене, и дал Ване бумагу и карандаш.
А когда через некоторое время открыл тетрадки сына, то изумился – даже блеск родниковой воды передавали его наброски. Тогда Иван Васильевич купил сыну акварельные краски. Теперь Ваня мог из нескольких красок собирать тот цвет, который видел в природе.
Дарья Романовна хоть и была недовольна занятием младшего сына, но когда случился в доме пожар, в первую очередь вынесла из горящего дома рукописи и книги мужа да рисунки Вани.
Надежды свои мать возлагала на 1-ую мужскую гимназию в Казани. Думала, забудет сын своё увлечение, выучится и станет, как и отец, купцом. Но уроки казались Ване скучными, любил он только литературу. Затаив дыхание, слушал учителя, читавшего стихи Пушкина. Великого поэта тогда не было в школьной программе, но учитель считал, что всякий образованный человек должен знать его произведения.
Отец Вани тоже любил Пушкина, читал его сыну, и Ваня в классе прочёл наизусть. Учитель спросил, какого же смысла искал поэт. Ваня не ответил, но подумал о том, что он сам тоже ищет, хочет понять природу, понять всё живое и передать это на бумаге.
Лето Иван проводил в родной Елабуге. И казалось оно ему таким коротким, а хотелось многое успеть. Вот сестрёнка Катя сидит под липой, а листва бросает зелёную тень на её голову, и кажется, что волосы у неё с зелёным отливом. Как передать это? Как показать свечение каждого куста, деревца? Вот задача. Потруднее, чем по арифметике в школе. Кое-как Иван уговорил родителей не посылать его больше в гимназию. Учился дома сам, да помогал по хозяйству.
Зима проходила в чтении и рисовании. Однажды Ваня пошёл на лыжах в лес к древнему старцу – леснику Евтихию. Тот попросил юношу поднять упавшее птичье гнездо на сосну. Иван забрался и… увидел зимний лес с высот. Он настолько был поражён красотой и не мог дождаться, чтобы всё это зарисовать. Тогда же подружился с лесником, и, возможно, именно его изобразил известный уже художник Шишкин на картине «В лесу графини Мордвиновой».
Хвойный лес с лиственным подлеском, мох… Какое это время года? Наверное, осень. Седобородый старик будто стал одним из старых деревьев и сливается с лесом…
Продолжение следует.