Найти тему
Беерот Ицхак daily

Истинный ответ

Рав Яаков Галинский

Photo by Lola Delabays on Unsplash
Photo by Lola Delabays on Unsplash

«Так осознай же своим сердцем, что как человек наказывает своего сына, так Г-сподь, Б-г твой, наказывает тебя» (Дварим, 8:5).

Как-то пришел ко мне один бааль тшува, и выложил свои горести: в прошлом он управлял скачками лошадей, которые проходили в Шаббат, Б-же упаси, и буквально купался в золоте. А теперь, когда вернулся к Творцу, бросил все дела, связанные с азартными играми и нарушением Шаббата, и ему не хватает на #жизнь.

Как такое может быть? Все наоборот – злодею хорошо, а праведнику плохо!

Я ему говорю: «Давай проучим отрывок из Гемары».

Он отвечает: «Рав, я не умею учиться, не могу сосредоточиться на учебе, и не за этим я пришел. Я хочу, чтобы вы мне объяснили, что тут происходит. Я стал лучше – и за это меня наказывают?»

Я говорю: «Ответ дан в этом отрывке, и он вовсе не сложный».

Я открыл Гемару, трактат Йома, в конце 38 листа: «Сказал Рейш Лакиш: что означает написанное в Мишлей: “Если над насмешниками Он насмехается, то смиренным подарит приязнь”? (Это означает, что) тому, кто приходит оскверниться – открывают (дверь), а тому, кто приходит очиститься – помогают. Учат от имени раби Ишмаэля: это подобно человеку, который продавал бензин и благовонное масло. Когда к нему приходил покупатель за бензином, который плохо пахнет, продавец говорил ему: “Иди, налей себе сам”. А когда приходил покупатель за благовонием, он говорил ему: “Подожди-ка, я подойду и налью тебе вместе с тобой, и тогда и ты, и я будем хорошо пахнуть”».

«Вот и все», — говорю ему.

Что – все? Он не понял.

Ну, не понял – объясним. «Что нам добавляет пример раби Ишмаэля к тому, что мы уже знали? Мы знали, что тому, кто хочет оскверниться – открывают дверь, пусть идет сам. А тому, кто приходит очиститься – помогают, держат его за руку, поддерживают его».

Тот возмутился: «Вот именно! А мне не помогают! Не поддерживают!» У него аж слезы выступили на глазах.

«А, так ты понял! Видишь, ты умеешь учиться. Ведь именно это добавляет притча о продавце: не то, что этому помогают, а тому – нет. Это мы знаем уже из слов Рейш Лакиша. Притча добавляет: “Подожди-ка, пока я налью тебе вместе с тобой”!

Понимаешь, “#бензин” наливают сразу же – это запрещенные, противные Всевышнему деньги. А сейчас ты пришел за благовонным маслом, и Всевышний говорит тебе: “Подожди Меня!” – Я провожу тебя через испытательный срок».

Он успокоился. #Испытательный срок – это можно понять. Временные #трудности.

Но, честно говоря, я ответил ему в соответствии с его восприятием. Сказал ему то, что он мог понять. Подлинный ответ требует «сосуда», которым он еще не обладал, и это могло вызвать у него «разбиение сосудов», сломало бы его.

Если бы он мог воспринять, я бы помог ему выполнить заповедь Торы [по мнению раби Моше из Куcи (северная Франция) в «Сефер Мицвот Гадоль», повелительная заповедь 17, а также в других книгах]: заповедь оправдывать суд Всевышнего в любом событии, как сказано: «Так осознай же своим сердцем, что как человек наказывает своего сына, так Г-сподь, Б-г твой, наказывает тебя».

Если человек сделал тшуву, и дела у него стали идти не так хорошо, как раньше, у него есть повелительная заповедь осознавать в #сердце, что это изменение произошло ради его блага. Ведь раньше Всевышний платил ему награду за выполненные им #заповеди, в этом мире, чтобы изгнать его из будущего мира, как сказано (Дварим,7:10): «Воздающий тем, кто Его ненавидит, чтобы уничтожить их. Он не замедлит воздать своим ненавистникам, сразу же платит им».

И так же, как Он поступает со своими ненавистниками – выплачивает им награду за выполненные ими заповеди в этом мире, так Он наказывает любящих Его за совершенные ими #грехи в этом мире, чтобы они удостоились жизни в Будущем мире навечно.

Если же человек, будь то праведник или раскаявшийся (бааль тшува) размышляет над тем, что с ним происходит, и думает, что это не ради его блага, о нем сказано у пророка Ошеа (7:15): «Я наказывал их (страданием), укреплял их мощь, а они думали обо Мне плохо». Объясняется в трактате Авода Зара (4а), что Всевышний говорит: Я посылаю им страдания в этом мире, чтобы укрепить их в Будущем мире, а они думают обо Мне плохо. Они должны были бы думать: «Того, кого любит Всевышний – увещевает» (Мишлей, 3:12).

А лучше всего это объяснено в трактате Брахот (7а). Сказано, что есть #праведник, которому плохо – это не абсолютный праведник (и он получает наказание за свои немногочисленные грехи в этом мире, чтобы удостоиться в совершенстве Будущего мира), а #злодей, которому хорошо – это не абсолютный злодей (и ему дают награду за его немногочисленные заповеди в этом мире, чтобы не пустить в Будущий мир).

Перевод: г-жа Лея Шухман

https://t.me/beerotitzhak/634