Одним из правоверных заблуждений, касающихся любого знатока в области морских вооружений Второй мировой войны и особенно после неё, является святая уверенность в том, что в области эсминцев ПВО несомненными передовиками были нагло-саксы. И эта «истина» кочует из учебника в учебник, из работы в работу.
Это было бы так применительно к крейсерам ПВО, относительно к которым богатые англо-саксы имели неоспоримое преимущество перед остальными морскими державами, которые были в силу бедности своей к строительству таких кораблей были не приспособлены, хотя на примере Италии и свершали таки попытки и вооружали корабли прекрасными 135 мм. зенитками «ОTO-Ansaldo 1938», как это было с четвёркой 8-орудийных «Capitani Romani» и с двумя бывшими тайскими 6-орудийными «Etna».
Конечно, это было мало в сравнении с 16-ю 10-орудийными английскими крейсерами ПВО «Dido», вооружёнными прекрасными 133 мм. зенитками «QF 5.25-inch Mark I».
Даже 8, но 16-пушечных (!!) северо-американских крейсеров ПВО «Atlanta» со 127 мм. зенитками «Mark 12 5" L/38» были заметной величиной на море.
III-ий Рейх совершал попытки установить 128 мм. пушки «SK L/45 C/41», но так ни одного корабля не построил.
III-ий Интернационал перед собой таких задач в ПВО на море не ставил, а орудия ЗиФ-68-1 увидели свет только в 1950-х годах.
Японцы вполне трезво разсудили, что построить подобное количество крейсеров они не смогут, зато смогут создать приемлемое число эсминцев. К тому же они совершенно верно посчитали, что 127-133 мм. снаряды будут слишком тяжёлыми и избыточно мощными для поражения самолётов, для чего вполне достаточно пудового снаряда, выпускаемого 4-дюймовым, а точнее 100 мм. скорострельным орудием «Тип 98 L65». Именно такие орудиями стали основным вооружением первых в мире эсминцев ПВО «Акацуки» (秋月), то есть «Осенняя Луна».
Янки быстро выделили из всей своры японских торпедно-артиллерийских эсминцев 1930-х годов этих новичков из начала 1940-х и старались их обходить стороной. Их отличала высокая выживаемость – при превосходстве янки прежде всего в воздухе, наиболее опасном для торпедно-артиллерийских эсминцев 1930-х годов, которые ещё ого-го-го как себя показывали, как например в Битве при Тассафронга 30 ноября 1942-го года, когда гружёные войсками японские эсминцы Рэйдзо Танаки быстро и уверенно наваляли уверенным в своём превосходстве янки TG67 Карлтона Райта - потопило тяжёлый крейсер «Северный Гемптон», а ещё троим тяжёлым крейсерам – «Миннеаполису», «Новому Орлеану» и «Пенсаколе» поотрывало носы.
Однако в 1940-е превосходство оказалось уже под сомнением, так как основным стало господство в воздухе, чему признаком была особенно высокая выбиваемость.
Все предыдущие перед «Акицуки» (秋月) виды эсминцев выбивались янки полностью или почти полностью - «Югумо» (夕雲) 19 из 19, «Кагеро» (陽炎) 18 из 19, «Асасио» (朝潮) 10 из 10, «Сирацуки» (白露) 10 из 10, «Хатсухару» (初春) 6 из 6, «Акацуки» (暁) 3 из 4, «Фубуки» (吹雪) 22 из 24. «Муцуки» (睦月) 12 из 12, «Камикадзе» (神風) 7 из 9, «Вакатаки» (若竹) 7 из 8, «Минекадзе» (峯風) 11 из 15.
Конечно, доставалось и янки, которых японцы лишили 25 из 175 «Флетчеров», 20 из 156 «Клемсонов», 16 из 111 «Виков», 14 из 66 «Гливсов», 6 из 18 «Маханов», 6 из 58 «Флетчеров», 5 из 12 «Симсов», 3 из 30 «Бенсонов», 3 из 8 «Биглей», 3 из 8 «Фаррагутов», 2 из 10 «Бенхамов».
Значительная часть их погибла в том числе от японских самолётов самого разнообразного вида, от которых они отбивались 20 мм. «Эрликонами» и 40 мм. «Бофорсами», разработанными в 1930-е года.
Конечно, японские 25 мм. скорострелки «Гочкиса», родом вообще из 1920-х годов смотрелись и были откровенным хламом. Однако к концу Второй мировой войны янки уже приняли решение оказываться от 20 мм. «Эрликонов», как неспособных бороться с самолётами 1940-х годов. Немцы », на “эсминцах 1945-го года” перешли к 55 мм. скорострелкам L77 “Gerät 58”. Но основным вооружением должны были стать наконец-то доведённые до ума 128 мм. пушки SK L45 в установках C41 с тяжёлым почти 2-пудовым снарядом. Японцы этот путь отвергли и уменьшили снаряд до 1 пуда.
Уменьшение размера снаряда, позволило японцам при среднем запасе от указанных эсминцев в 150-200 снарядов на ствол, в «Акицуки» (秋月) брать уже по 300, что позволило им войти в число самых выживаемых эсминцев IJN - 6 из 12.
Наличие таких эсминцев при сопровождении как линкора «Мусаси» в море Сибуян 24 октября 1944-го года, так и линкора «Ямато» в Жёлтом море 07 апреля 1945-го года, позволяло значительно изменить сравнительно печальное для японцев положение в войне на море и в воздухе.
Незначительное количество построенных эсминцев «Акицуки» (秋月), наряду с правом победителя описывать всё со своей колокольни оставило в тени общего внимания к событиям войны на море в ходе Второй части Великой войны 1914-1945 гг. этот прорыв японского разума и сознания в войне на море, опередивший время настолько, что ныне усилиями победителей не особенно верится в то, что побеждённые были всё-таки впереди победителей.