Найти тему
Doodle and Doodle

Искусство в кино: самый скандальный фильм про Ван Гога

🎥 что за фильм:
"Винсент и Тео" / Vincent & Theo (1990)
https://www.kinopoisk.ru/film/9479

🖼 сеттинг: декорации в студии и натурные съёмки

🧔 каким показан сам художник:
Винсент ван Гог в фильме "Винсент и Тео" настоящий юродивый: он ведёт радикально аскетичный, граничащий с асоциальным, образ жизни, ходит в чём попало, не чистит зубы и не умывается, периодически голодает. Он одержим живописью и фиксированием окружающего мира, готов рисовать где угодно, когда угодно и на чём угодно.

Он весьма замкнут, угрюм, безэмоционален и холоден с людьми. Скорее окружающие с ним взаимодействуют, чем он с ними. Всё, что занимает Винсента в исполнении Тима Рота (Tim Roth), это поиск сюжетов и беспрестанное рисование. Именно такое клише закрепилось за этим художником и режиссёр Роберт Олтмен (Robert Altman) умело педалирует на нём.

Игра Тима Рота обескураживает — так проникновенно он произносит монологи, так убедителен в изображении приступов ярости и моментов психических затмений Ван Гога. Угольный мелок или кисть он держит тоже довольно уверенно и не выглядит смешно или комично.

Фильм уделяет достаточно внимания процессу живописи, зритель наблюдает за ним подолгу и может лучше понять таинство создания полотна или наброска. Тим Рот удивительным образом вжился в изображаемого героя, словно бы перевоплотился в него, принял форму. Я бы даже сказала, что, возможно, это одно из лучших воплощений Ван Гога в кино!

🎨 что выразительного, красивого есть в фильме:
В каждой сцене присутствует своё настроение, которое транслируется через композицию кадра, выбор цветовых сочетаний и степень освещённости. В фильме достаточно натурных съёмок, которые добавляют живости и реалистичности происходящему. Благодаря им зритель может с лёгкостью представить, в каких условиях приходилось работать Ван Гогу.

Режиссёр умело использует кинематографические приёмы для того, чтобы усилить эффект от восприятия сцены зрителями. Где-то это необычные ракурсы и перспективы, в другие моменты — доминирование какого-либо цвета или практически монохромное изображение. Структура композиции кадра, на мой взгляд, безупречна. 👏

Отдельного упоминания стоит звуковое сопровождение в фильме. Нас встречает и провожает пронзительный, неприятный, громкий, кричащий саундтрек Габриэля Яреда (Gabriel Yared). Он как будто выворачивает вам нутро, настолько он дискомфортен. Эта музыка, стоит зазвучать первым аккордам, мгновенно "включает" зрителя в просмотр, отбирает его внимание и передаёт предупреждающее послание о том, какой фильм перед ним.

Этот саундтрек работает как дисклеймер и камертон одновременно. Одним лишь этим открывающим треком можно выразить суть фильма "Винсент и Тео".

💡 занимательный факт: у композитора на руках был только сценарий и основные пожелания от режиссёра, поэтому Габриэль Яред работал вслепую, "удалённо от фильма". Сам он впоследствии считал получившийся саундтрек «возможно, самой творческой музыкой, которую он когда-либо создавал».*

Помимо музыки, в этой ленте немало и других звуков: шум ветра, скрип угольного мелка по бумаге, чавканье масла, когда Ван Гог накладывает мазки на холст или смешивает краски на палитре; скрежет мастихина при его интенсивной работе, шелест газовой лампы, шкварчание еды на сковороде и т.п. Всё это разбавляют телесные звуки (поцелуи, ласки, употребление еды и питья, сопение спящего, шуршание одежды и прочие), пение птиц и шум города, нечленораздельный гомон толпы критиков на вернисажах...

В этом фильме минимальное количество молчаливых или даже беззвучных сцен. Возможно, потому, что безумие в представлении режиссёра не может быть тихим. Последовательное нагнетание шума в ключевых сценах отлично передаёт душевное состояние героев в моменте. Кроме того, благодаря звукам на фоне экспрессия действий и слов преувеличивается, что, безусловно, играет на руку менее одарённым актерам, чем Тим Рот или Пол Рис (Paul Rhys), исполнивший роль Тео.

☹️ что мне не понравилось:
Мир братьев Ван Гог, который создал для нас Роберт Олтмен, безысходен, он как будто порочен и испорчен в своём основании. Ни к одному из персонажей картины не проникаешься симпатией или сочувствием, в каждом довольно много отталкивающего, порой вызывающего отвращение или страх.

Сравнительно чиста и красива лишь природа, она как бы противопоставлена человеку. Возможно, это намеренный ход — так режиссёр хотел показать нам точку зрения художника Ван Гога, подчеркнуть его восхищение и некоторое благоговение перед ней. Чистоту и прекрасное Винсент склонен был видеть даже в тех предметах и объектах, которые могли показаться обыденными или невыразительными его коллегам по цеху. За это [видение] он часто подвергался высмеиванию.

Но фильм так перегружен страстями, что прекрасные пасторали и пейзажи не спасают. К тому же, когда в сцене в фокусе находится ландшафт, он стремительно переходит из состояния покоя в беспорядочное движение: налетает шквалистый ветер, меняется освещение или погода. Одним словом, первичная гармония и равновесие неизменно оборачиваются каким-то диссонансом или порывом, природным или человеческим.

Кадр из фильма "Винсент и Тео"
Кадр из фильма "Винсент и Тео"

Но в этом мне тоже видится намеренный ход Олтмена для того, чтобы зритель лучше смог прочувствовать внутреннее шаткое и нестабильное состояние Ван Гога, чтобы он мог "побывать в его шкуре".

Ленту тяжело досматривать отнюдь не из-за аудио эффектов, а просто потому, что ты, как зритель, чувствуешь собственную истощённость от изобилия сумасшедших выходок героев и общего ощущения постоянного напряжения, которое накладывается на беспрестанный шум. Выматывает смотреть на непрекращающиеся качели в отношениях между Винсентом и всяким, кто вступает с ним в контакт. Конфликт неминуем ни с братом, ни с другими художниками, ни с обычными людьми.

Без сомнения безумен не только Винсент, Тео тоже не отстаёт от него в собственных эксцентричных и психотических выходках. Оба ведут разнузданный и беспорядочный образ жизни, только Винсент как будто несколько честнее, чем Тео. Он не строит из себя того, кем не является, и плюёт на мнение всех, почти без исключения. Младший брат (Тео) в то же время изо всех сил пытается сохранять хорошую мину при плохой игре. Он в чём-то (или во многом) завидует Винсенту, ведь тот может позволить себе отказаться от всего и не следовать никаким правилам и канонам, как в жизни, так и в живописи.

Тео же постоянно мечется между тем, чтобы выглядеть приличным человеком, и собственными пороками и наклонностями. Безуспешное подавление глубинных желаний и стремлений в итоге приводит к двойной трагедии в этом фильме. И другого, альтернативного, исхода как будто и быть не может, потому что с самого начала события в фильме только лишь наращивают степень накала.

Кадр из фильма "Винсент и Тео"
Кадр из фильма "Винсент и Тео"

Не думайте, что только центральные герои крепко не в себе здесь, второстепенные персонажи тоже странные. Подчас приходится гадать, какие мотивы движут ими, что толкает на те или иные поступки и фразы, почему они резко меняются? Может ли быть такое, что люди в те времена чаще имели биполярное расстройство личности либо страдали от психоза? Или, может быть, будучи травмированными, они просто тяготели к обществу друг друга, ведь, как мы знаем, «подобное притягивает подобное»?**

Моё мнение на этот счёт, что Роберт Олтмен просто переборщил с приправой из скандальности, девиантности и экзальтированности в своём произведении. Известно, что Ван Гог в периоды обострения болезни был неуправляем и вёл себя радикально. Однако режиссёр пытается нивелировать разницу между состояниями припадка и сравнительного душевного покоя у художника, подливая масла в огонь неадекватностью поведения окружающих.

При просмотре ленты "Винсент и Тео" закрадываются мысли о том, что, возможно, Ван Гог банально стал жертвой обстоятельств и, будь его соратники или близкие более чуткими и уравновешенными личностями, то, может быть, никакой трагедии и не случилось бы. Как, вероятно, могло и не случиться раскрытия гения художника, или всё-таки нет?

Кадр из фильма "Винсент и Тео"
Кадр из фильма "Винсент и Тео"

🍷Подводя итог, я бы назвала ленту "Винсент и Тео" достаточно приземлённой в том смысле, что все герои в ней — обычные люди со своими страстями, страхами, причудами, комплексами, травмами и психическими отклонениями. Режиссёр не превозносит ни одного из персонажей, не ставит его (или её) на пьедестал благочестия и непорочности. Напротив, он последовательно и методично доказывает зрителю обратное: и любой герой, который кажется невинным и добрым вначале, закономерно трансформируется во что-то противоположное, обнажает свои непривлекательные черты.

И в этом мне видится сильный посыл этого фильма: ведь все люди имеют положительные и отрицательные черты, а потому способны как на благие, так и на вполне порочные поступки, могут низко пасть или совершить геройский поступок. Многое зависит от контекста, в котором находится человек, от его окружения (или его отсутствия) и эмоционального состояния.

И поэтому не только личность Ван Гога и его действия здесь доступны для анализа и толкования. Робер Олтмен постарался над тем, чтобы в своём художественном произведении показать как можно больше отклонений, странностей и психических недугов разной тяжести проявления, так что если вы тот зритель, который любит докапываться до сути и самостоятельно ставить диагнозы, вам определённо должен понравиться этот фильм.

__________________________________________________

* Источник: https://en.wikipedia.org/wiki/Vincent_%26_Theo#Musical_score
** Имеется в виду Закон притяжения