Найти в Дзене
Призрачная редакция

Как стать легендой, или Самый краткий гид по творчеству Марселя Дюшана

Оглавление

Марсель Дюшан — крёстный отец современного искусства, великий провокатор и гениальный маркетолог. Своими выходками этот человек озадачил весь мир, и мир не смог ему ничего возразить. В этой статье мы не будем касаться биографии Марселя Дюшана, а быстро пробежимся по его творческому пути.

Раннее творчество

В начале своей карьеры Марсель Дюшан находился под влиянием импрессионизма и Поля Сезанна. До 1910-го года он писал не слишком оригинальные, но более или менее традиционные картины без лишних выкрутасов. Убедитесь сами:

Марсель Дюшан, «Пейзаж» (1908)
Марсель Дюшан, «Пейзаж» (1908)
Марсель Дюшан, «Мужчина, сидящий у окна» (1907)
Марсель Дюшан, «Мужчина, сидящий у окна» (1907)

Кубизм

А после 1910-го года Марсель Дюшан «двинулся» в сторону кубизма. Но понимал он его по-своему.

Одной из самых знаковых работ в творческом наследии художника является картина под названием «Обнажённая, спускающаяся по лестнице №2», созданная в 1912-м году (её первая версия была написана на картоне в 1911-м). Вот она:

Марсель Дюшан, «Обнажённая, спускающаяся по лестнице №2» (1912)
Марсель Дюшан, «Обнажённая, спускающаяся по лестнице №2» (1912)

Основной фишкой этой работы, вдохновлённой хронотографией Этьена-Жуля Море, является движение изображённой на ней фигуры. И это не имеет ничего общего с аналитическим кубизмом Жоржа Брака и Пабло Пикассо, которые предпочитали «фиксировать» объекты.

Представителям парижского авангарда картина категорически не понравилась. А на выставке в Нью-Йорке вокруг неё развернулась целая дискуссия, что позволило Дюшану закрепить за собой образ «европейского провокатора» и привлечь внимание американской аудитории.

Готовые вещи

Но настоящие провокации начались в 1913-м году, когда Дюшан заново изобрёл велосипед. А точнее говоря, велосипедное колесо. А если говорить совсем откровенно, то он просто купил это самое колесо и поставил его на табуретку. Так появился первый реди-мейд в истории искусства (сам термин Дюшан придумал только в 1915-м году). 

Таким образом художник хотел подчеркнуть концептуальную ценность произведения искусство, противопоставляя её техническому совершенству и эстетической привлекательности. Его идею можно сформулировать так: «Произведение искусства является произведением искусства, потому что художник называет его произведением искусства».

Его позиция была услышана, взвешена и принята за неоспоримую истину. В 1917-м году Марсель Дюшан создал работу под названием «Фонтан», которую искусствоведы признали величайшим творением 20-го века. Оригинал не сохранился, но копия ушла с аукциона за 1 700 000 долларов. Вот так выглядит этот шедевр:

Марсель Дюшан, «Фонтан» (1917). Художник использовал несколько псевдонимов, и эта работа подписана «R. Mutt»
Марсель Дюшан, «Фонтан» (1917). Художник использовал несколько псевдонимов, и эта работа подписана «R. Mutt»

Да, это всего лишь писсуар. Но вызов был брошен, и до сих пор никто не сумел объяснить, почему «Фонтан» НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ ИСКУССТВА.

Ещё один знаменитый реди-мейд — это дешёвая репродукция «Джоконды» Леонардо да Винчи, на которой Марсель Дюшан нарисовал усики и бородку. Работа называется «L.H.O.O.Q.», что читается как «Elle a chaud au cul» («У неё сексуальная задница»):

Марсель Дюшан, «L.H.O.O.Q.» (1919)
Марсель Дюшан, «L.H.O.O.Q.» (1919)

Вот это уже настоящая десакрализация искусства.

Своим творчеством мсье Дюшан задал всему человечеству вопрос: «ЧТО ЕСТЬ ИСКУССТВО?». И, как оказалось, у нас до сих пор нет чёткого ответа.

Ставьте лайк, если было интересно. Удачи!