Марсель Дюшан — крёстный отец современного искусства, великий провокатор и гениальный маркетолог. Своими выходками этот человек озадачил весь мир, и мир не смог ему ничего возразить. В этой статье мы не будем касаться биографии Марселя Дюшана, а быстро пробежимся по его творческому пути.
Раннее творчество
В начале своей карьеры Марсель Дюшан находился под влиянием импрессионизма и Поля Сезанна. До 1910-го года он писал не слишком оригинальные, но более или менее традиционные картины без лишних выкрутасов. Убедитесь сами:
Кубизм
А после 1910-го года Марсель Дюшан «двинулся» в сторону кубизма. Но понимал он его по-своему.
Одной из самых знаковых работ в творческом наследии художника является картина под названием «Обнажённая, спускающаяся по лестнице №2», созданная в 1912-м году (её первая версия была написана на картоне в 1911-м). Вот она:
Основной фишкой этой работы, вдохновлённой хронотографией Этьена-Жуля Море, является движение изображённой на ней фигуры. И это не имеет ничего общего с аналитическим кубизмом Жоржа Брака и Пабло Пикассо, которые предпочитали «фиксировать» объекты.
Представителям парижского авангарда картина категорически не понравилась. А на выставке в Нью-Йорке вокруг неё развернулась целая дискуссия, что позволило Дюшану закрепить за собой образ «европейского провокатора» и привлечь внимание американской аудитории.
Готовые вещи
Но настоящие провокации начались в 1913-м году, когда Дюшан заново изобрёл велосипед. А точнее говоря, велосипедное колесо. А если говорить совсем откровенно, то он просто купил это самое колесо и поставил его на табуретку. Так появился первый реди-мейд в истории искусства (сам термин Дюшан придумал только в 1915-м году).
Таким образом художник хотел подчеркнуть концептуальную ценность произведения искусство, противопоставляя её техническому совершенству и эстетической привлекательности. Его идею можно сформулировать так: «Произведение искусства является произведением искусства, потому что художник называет его произведением искусства».
Его позиция была услышана, взвешена и принята за неоспоримую истину. В 1917-м году Марсель Дюшан создал работу под названием «Фонтан», которую искусствоведы признали величайшим творением 20-го века. Оригинал не сохранился, но копия ушла с аукциона за 1 700 000 долларов. Вот так выглядит этот шедевр:
Да, это всего лишь писсуар. Но вызов был брошен, и до сих пор никто не сумел объяснить, почему «Фонтан» НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ ИСКУССТВА.
Ещё один знаменитый реди-мейд — это дешёвая репродукция «Джоконды» Леонардо да Винчи, на которой Марсель Дюшан нарисовал усики и бородку. Работа называется «L.H.O.O.Q.», что читается как «Elle a chaud au cul» («У неё сексуальная задница»):
Вот это уже настоящая десакрализация искусства.
Своим творчеством мсье Дюшан задал всему человечеству вопрос: «ЧТО ЕСТЬ ИСКУССТВО?». И, как оказалось, у нас до сих пор нет чёткого ответа.
Ставьте лайк, если было интересно. Удачи!