Именно Гансу Христиану Андерсену принадлежит фраза, вынесенная в заголовок. Как человек, чье детство еще не могло прийтись на Гарри Поттера, когда я оказалась в Дании, и даже имела возможность попутешествовать по ней, я целенаправленно сделала остановку в Оденсе. Главной достопримечательностью этого небольшого датского городка является музей Андерсена, занимающий половину квартала в центре. Вообще в Оденсе Андерсену посвящено очень многое. Повсеместно можно увидеть изображения и скульптуры героев из его произведений, а пиктограммы светофора напоминают фигуру самого сказочника.
Музей помещается возле дома, где родился писатель в 1805 году. Поскольку семья Андерсена была очень бедной, доказательств того, что он родился именно в этом доме, не существует. Андерсен потерял отца, когда ему было всего 11 лет, именно отец научил его грамоте, мать же не умела читать и писать, а острую нужду «лечила» алкоголем. Она была уверена, что сын, который в 14 лет решил отправиться в Копенгаген, «чтобы стать знаменитым», вскоре вернется домой и станет портным (Андерсен до отъезда из Оденсе работал помощником портного).
Но будущего сказочника в столице заметили, даже отправили, как сейчас модно говорить, «на грант» короля учиться в школу грамоты. Однако мы бы не читали такие фантастически грустные сказки Ганса Христиана, если бы его жизнь была безмятежной после свалившегося на него чуда образования. В школе над ним жестоко обращались, травили, не считали талантливым. Из-за этого Андерсен впал в тяжёлую депрессию, развил массу комплексов, а также не смог полностью освоить грамоту, и писал со множеством орфографических ошибок. Это повредило даже его личной жизни, которая так и не сложилась. Он стеснялся всего себя: от лица, до слишком высокого по тем временам роста в 185 см.
Несмотря на препятствия, Андерсен смог добиться славы при жизни, в отличие от многих великих людей, умерших в нищете и забвении. Он много путешествовал, его книги переводились на другие языки, он стал знаменит в Европе. В королевском парке Копенгагена появилась его статуя. Андерсен даже написал по этому поводу: «когда-то я сидел в этом саду, думая, как раздобыть на хлеб, а сейчас мне тут поставили памятник». Сейчас самая престижная награда в области детской литературы носит имя Ганса Христиана Андерсена.
Как вы понимаете, в Дании не могли не сделать акцент в создании супер современного музея, посвященного самому известному в мире сказочнику (хотя сам Андерсен горевал, что все знали его как сказочника, он написал много повестей, заметок, но как и Конан Дойл, стал заложником амплуа). Буквально месяц назад открылся обновленный музей Андерсена в Оденсе.
Территория нового музея занимает площадь 5600 квадратных метров. Это комплекс из сооружений округлой формы со стеклянными фасадами. Датчане вообще умеют встраивать музеи в ландшафт, новый музей Андерсена не стал исключением. Декорации музея созданы при помощи новых технологий. Да и весь проект Дома Андерсена считают одним из самых крупных и амбициозных музейных проектов Дании за последние годы. Зачем нужно было создавать новый музей, когда мемориальный музей Андерсена существует в Оденсе с 1908 года (я была там в 2013 году и экспозиция не выглядела устаревшей)?
Все очень просто. Оденсе – маленький городок в центральной Дании, сохранивший историческую застройку. Самый главный «бренд» этого города – Ганс Христиан. Поэтому датчане придумали как развить туристическую привлекательность максимально эффективно. Новый проект расположен в центре города, вблизи от дома, где родился Г.Х. Андерсен. Одну из прилегающих улиц сделали пешеходной. А сам «волшебный» дом и сад создают парковое пространство, которое вливается в окружающую среду и становится неотъемлемой частью города. При этом три четверти музея находится под землей, чтобы территорию на поверхности сохранить за садом. А концепция нового пространства сдвинула акцент с биографии Андерсена на его работы. Японский архитектор, автор проекта обновленного музея, признался, что при проектировании вдохновлялся сказкой Андерсена «Огниво».
Тема дупла (из которого солдат достаёт огниво) обыграна в оформлении парка. Дизайн самого экспозиционного пространства выполнен из цилиндрических объемов с фасадами из стекла и решетчатых деревянных панелей. Выходы из подземного музея «вплетены» в окружающий его волшебный сад на поверхности. В оформлении использованы материалы, которые преобладают в архитектуре Оденсе: гранит, гравиевые дорожки. При этом экспозиция плавно ведет к дому, где вырос Андерсен. По дороге к его дому вид сада постепенно преображается: меняются размеры и композиции растений. Например, в одной стороне сада сосны заслоняют свет и делают пространство темным, а буковые деревья странной формы в другой стороне создают ощущение обветшалости и заброшенности.
Из «темной» зоны парка, вы попадаете в ярко освещенный сад с белыми цветами и высокой травой. Растения имеют серьезное значение в саду: их запах, цвет, текстура и форма создают атмосферу. Посетитель может почувствовать себя крошечным лилипутом, среди растений с непропорционально большими листьями. Пространство продумано так, чтобы растения цвели круглый год. «Бездонный бассейн» и затопленный сад - два портала, связывающие парк с городом. Сквозь толщу воды вы сможете разглядывать облака. В общем, рай для детской фантазии, место отдыха для горожан, а также повод для визита. Интересный путь, по которому пошел и до этому нескучный, но мемориальный музей.