Найти в Дзене

М.Ю. Лермонтов и гибель А.С. Пушкина

Известность Михаила Юрьевича Лермонтова во всероссийском масштабе ведёт свой отсчёт с его стихотворения «На смерть Пушкина» («Смерть поэта»). Как известно, появление этого стихотворения связано с кончиной на дуэли величайшего поэта России. 29 января (по новому стилю 10 февраля) 1837 года в 2 часа 45 минут перестало биться сердце Александра Сергеевича Пушкина. Весь Петербург всполошился от этой трагичной вести! Но газеты молчали. Не проронили печатного слова поэты и писатели. Никто не решался опубликовать хоть строчку сожаления о почившем поэте. И лишь один только журналист и редактор «Литературных прибавлений» к журналу «Русский инвалид» Андрей Александрович Краевский решился напечатать в чёрной рамке в своей газете несколько строк написанных русских писателем, мыслителем и музыковедом Владимиром Фёдоровичем Одоевским: «Солнце русской поэзии закатилось! Пушкин скончался во цвете лет, в середине своего великого поприща! ...». Михаил Лермонтов, находившийся в то время в Петербурге, дов
Оглавление

Известность Михаила Юрьевича Лермонтова во всероссийском масштабе ведёт свой отсчёт с его стихотворения «На смерть Пушкина» («Смерть поэта»).

Как известно, появление этого стихотворения связано с кончиной на дуэли величайшего поэта России. 29 января (по новому стилю 10 февраля) 1837 года в 2 часа 45 минут перестало биться сердце Александра Сергеевича Пушкина.

А.М. Волков. Последний выстрел А. С. Пушкина
А.М. Волков. Последний выстрел А. С. Пушкина

Весь Петербург всполошился от этой трагичной вести! Но газеты молчали. Не проронили печатного слова поэты и писатели. Никто не решался опубликовать хоть строчку сожаления о почившем поэте. И лишь один только журналист и редактор «Литературных прибавлений» к журналу «Русский инвалид» Андрей Александрович Краевский решился напечатать в чёрной рамке в своей газете несколько строк написанных русских писателем, мыслителем и музыковедом Владимиром Фёдоровичем Одоевским: «Солнце русской поэзии закатилось! Пушкин скончался во цвете лет, в середине своего великого поприща! ...».

Фрагмент из газеты с сообщением В.Ф. Одоевского о смерти Пушкина. 1837 г.
Фрагмент из газеты с сообщением В.Ф. Одоевского о смерти Пушкина. 1837 г.

Михаил Лермонтов, находившийся в то время в Петербурге, довольно быстро узнал о гибели Пушкина. Александр Сергеевич был тем поэтом, которым Михаил Лермонтов восхищался с детских лет. Это известие произвело настолько неизгладимое впечатление на юного поэта, что он сразу же написал стихотворение, посвящённое этому событию. Очень быстро оно стало распространяться среди интеллигенции столицы.

П.Е. Заболотский. Портрет М.Ю. Лермонтова. 1837 г.
П.Е. Заболотский. Портрет М.Ю. Лермонтова. 1837 г.

Важным эпизодом является тот факт, что именно в это время М.Ю. Лермонтов заболел и к нему приходил известный столичный врач Николай Фёдрович Арендт. Именно он пытался оказать медицинскую помощь Александру Сергеевичу после дуэли и он же облегчал страдания умирающего Пушкина. Вероятно, именно Н.Ф. Арендт и поведал болевшему Лермонтову трагичные подробности дуэли и смерти Пушкина. Это довольно важная деталь, поскольку по Петербургу в то время распространилось очень много разных слухов и крайне разноречивой информации относительно деталей этой дуэли.

Юзеф Олешкович. Портрет медика Н.Ф. Ареендта. 1822 г.
Юзеф Олешкович. Портрет медика Н.Ф. Ареендта. 1822 г.

Стихотворение Лермонтова переписывалось и даже отправлялось в письмах за рубеж. 10 февраля (22 февраля по новому стилю) 1837 года дочь знаменитого историка и писателя Н.А. Карамзина, Софья Николаевна Карамзина, в письме брату Андрею Николаевичу в Париж писала о стихотворении, посвящённым гибели Пушкина: «Вот стихи, которые сочинил на его смерть некий господин Лермонтов, гусарский офицер. Я нахожу их такими прекрасными, в них так много правды, и чувства, что тебе надо знать их».

На смерть поэта

Погиб поэт! - невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде… и убит!
Убит!.. К чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Что ж? веселитесь… Он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.

Его убийца хладнокровно
Навел удар… спасенья нет:
Пустое сердце бьется ровно,
В руке не дрогнул пистолет.
И что за диво?… издалека,
Подобный сотням беглецов,
На ловлю счастья и чинов
Заброшен к нам по воле рока;
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что он руку поднимал!..

И он убит — и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой,
Воспетый им с такою чудной силой,
Сраженный, как и он, безжалостной рукой.

Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
Вступил он в этот свет завистливый и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей?
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
Он, с юных лет постигнувший людей?..

И прежний сняв венок — они венец терновый,
Увитый лаврами, надели на него:
Но иглы тайные сурово
Язвили славное чело;
Отравлены его последние мгновенья
Коварным шепотом насмешливых невежд,
И умер он — с напрасной жаждой мщенья,
С досадой тайною обманутых надежд.
Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать.

Смерть поэта («Погиб поэт! — невольник чести…») Фрагмент стихотворения. 1837 г.. Беловой автограф с небольшими поправками. Российская национальная библиотека, Санкт-Петербург.
Смерть поэта («Погиб поэт! — невольник чести…») Фрагмент стихотворения. 1837 г.. Беловой автограф с небольшими поправками. Российская национальная библиотека, Санкт-Петербург.

Князь Пётр Иванович Мещерский понёс эти стихи Александре Николаевне Гончаровой, которая попросила их для сестры, жаждущей прочесть, всё, что касается мужа.

Через журналиста и издателя Андрея Александровича Краевского друзья Пушкина быстро узнали о стихотворении Лермонтова. В.А. Жуковский, П.А. Вяземский, В.Ф. Одоевский переписали его для себя и своих близких знакомых.

Несмотря на то, что в те времена письма по почте шли довольно долго, неделями, но печальная весть о гибели Александра Сергеевича очень быстро докатилась до Москвы и иных городов.

Не все помнят со школьных уроков литературы, что стихотворение Лермонтова «На смерть поэта» не было издано при жизни автора. Оно впервые было напечатано за границей в 1856 году Александром Ивановичем Герценом в знаменитом литературном и общественно-политическом альманахе «Полярная звезда». В России оно было издано в 1858 году, но правда без последних 16 строк.

-6

Стихотворение переписывалось и распространялось в большом количестве списков и оказало огромное влияние на всё мыслящее общество. «С тех пор всем, кому дорого русское слово, писал Аким Павлович Шан-Гирей, - стало известно имя Лермонтова».

Михаил Юрьевич Лермонтов, находившийся в это время в Петербурге, имел возможность близко знать столичное общество. Он понимал, что руку убийцы Пушкина направляло высшее общество Петербурга.

Всю горечь и силу своей ненависти и негодования Лермонтов вложил в строки стихотворения, в нём он беспощадно клеймил врагов величайшего поэта, которые «так злобно гнали его свободный, смелый дар и для потехи возбуждали чуть затаившийся пожар».

Россия оплакивала солнце русской поэзии! Однако, нашлись и те, кто осуждал Пушкина, оправдывал его убийцу.

7 февраля (по новому стилю 19 февраля) 1837 г. Лермонтов написал продолжение своего стихотворения - шестнадцать заключительных строк - так называемое дополнение к стихотворению «Смерть поэта».

  • Непосредственным толчком к созданию заключительных строк стихотворения стал спор Михаила Юрьевича и его двоюродного дяди Николая Аркадьевича Столыпина.
В.И. Гау. Портрет Николая Аркадьевича Столыпина.
В.И. Гау. Портрет Николая Аркадьевича Столыпина.

7 февраля 1837 года, в воскресенье, к Лермонтову приехал его родственник - камер-юнкер Николай Столыпин, один из подчинённых министра иностранных дел К.В. Нессельроде, приятеля Ж. Дантеса. Как свидетельствовали очевидцы, бывшие в это время у Лермонтова, возник спор о Пушкине и Дантесе, в котором Столыпин принял сторону убийцы поэта.

Выражая враждебное отношение к Александру Сергеевичу великосветских кругов с суждениями постоянных посетителей салона злостного врага Пушкина надменной графини М.Д. Нессельроде, Столыпин начал утверждать, что Дантес не мог поступить иначе, нежели поступил, что иностранцы не подлежат русскому суду и русским законам.

В ответ Лермонтов парировал, что русский человек, конечно, чисто русский, а не офранцуженный и испорченный, снёс бы её во имя любви своей к славе России и никогда не поднял бы на этого великого представителя всей интеллектуальности России своей руки.

Столыпин засмеялся. Будучи представителем и членом самого, что ни есть, высшего общества столицы, он высказался, что у Миши раздражение нервов и лучше оставить этот разговор, попытавшись перейти к обсуждению других тем светской жизни и к новостям дня.

Лермонтов, строго взглянув на Столыпина, бросил ему: «Вы, сударь, антипод Пушкину, и я ни за что не отвечаю, ежели Вы сию секунду не выйдете отсюда». Столыпин не заставил просить его дважды и быстро покинул дом Лермонтова.

Михаил Юрьевич резко взял со стола лист бумаги, и стал что-то быстро писать на нём карандашом. Через несколько минут он прочитал присутствовавшим во время его спора с Николаем Столыпиным Станиславу Раевскому и Николаю Юрьеву стихи, которые начинаются словами «А вы, надменные потомки!».

В этом добавлении из 16 строк к стихотворению «Смерть поэта» Лермонтов указал на главных виновников гибели Пушкина - придворных Николая I.

А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда — всё молчи!..
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждёт;
Он недоступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперёд.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью —
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!

Автограф стихотворения «Смерть поэта». Окончание. Список 1837 г. Государственный литературный музей, Москва.
Автограф стихотворения «Смерть поэта». Окончание. Список 1837 г. Государственный литературный музей, Москва.

Михаил Юрьевич смело высказал правду о гибели великого поэта: Александр Сергеевич казнён рукою Дантеса по приговору аристократической верхушки!

Друзья Пушкина сразу взялись переписывать это прибавление к стихотворению. Уже на следующий день о нём узнали многие, читали, переписывали отдельно 16 строк и вместе со всем стихотворением.

Первое упоминание о «прибавлении» содержится в письме близкого друга Пушкина А.И. Тургенева к Псковскому губернатору А.Н. Пищурову от 13 февраля (25 февраля по новому стилю). Посылая текст стихотворения Лермонтова «Смерть поэта», он сообщал: «Ходят по рукам и другие строфы, но они не этого автора, и уже навлекли, сказывают, неприятности истинному автору».

«Прибавление» возбудило настоящую бурю против молодого поэта. Как это нередко бывает, не без помощи «добрых людей» оно дошло до императора Николая I.

Вольнодумство!.. «Вольнодумство, более чем преступление».

Лермонтова и Раевского арестовали. Было заведено дело «О непозволительных стихах, написанных корнетом лейб-гвардии Гусарского полка Лермонтовым, и о распространении оных губернским секретарём Раевским».

Обложка дела, заведённого политической полицией на Лермонтова и Раевского за написание и распространение стихотворения, посвящённого гибели Пушкина.
Обложка дела, заведённого политической полицией на Лермонтова и Раевского за написание и распространение стихотворения, посвящённого гибели Пушкина.

Семидневное расследование дела «О непозволительных стихах» закончилось ссылкой молодого поэта, ещё не достигшего 23-летнего возраста, М.Ю. Лермонтова на Кавказ, в Нижегородский драгунский полк, Раевского, виновного в распространении стихов, - в Олонецкую губернию.

М.Ю. Лермонтов. Автопортрет. 1837 г.
М.Ю. Лермонтов. Автопортрет. 1837 г.

Стихотворение «Смерть поэта» возвестило россиянам о появлении нового выдающегося поэта - Михаила Юрьевича Лермонтова. Принесло ему славу, а вместе с ней царский суд и ссылку...

Злой рок привёл к тому, что Михаила Юрьевича ждала кончина в результате дуэли, как и у его любимого Учителя.

Восхищает тот факт, что Лермонтову удалось прожить всего четыре с небольшим года с того дня, когда произошла трагическая гибель Пушкина. Всего четыре года! Но зато каких! Он будто чувствовал свой ранний уход. Поэтому он неустанно трудился. Он писал всегда и везде - в кибитках и на постоялых дворах, после светских раутов и в перерыве между боями...

15 июля (27 июля по новому стилю) 1841 года великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов был убит на дуэли майором Н.С. Мартыновым... Закатилось второе солнце русской поэзии! Но его имя навсегда будет непререкаемым столпом нашей русской литературы!