Найти тему
Дикое поле

Русские корабли: насад.

"У России есть две беды - дураки и дороги". Кто стал автором этих слов, вряд ли когда-нибудь станет известно, но истина в них есть: все остальные проблемы нашей страны - это ничто иное, как производные этих двух и если с первой проблемой ничего сделать пока невозможно ("Дураков не сеют, не пашут - они сами родятся" - русская пословица), то со второй еще наши предки научились справляться, используя наиболее дешевые заменители дорог - реки, для транспортных перевозок на которых создавались различные типы судов, среди которых особое место занимал насад, сумевший обьединить, казалось бы, несовместимые вещи - малую осадку и большую грузоподьемность.

Насад, чертеж.
Насад, чертеж.

Насад был изобретен в XI веке на новгородских землях, где требовались надежные и вместительные суда для транспортных перевозок по речным путям, в том числе знаменитым "Из варяг в греки" и "Из варяг в хазары". За основу при строительстве насада был взят струг, тогда еще не основа русского речного флота, а один из многочисленных типов судов, бороздивших реки и озера Новгородской земли, а при изготовлении бортов был использован зарубежный опыт, взятый у викингов и их кнорров - "рабочих лошадок" скандинавских флотов, бороздивших просторы Атлантического океана (что самое смешное, всю свою историю насад оставался чисто речным судном).

Торговые пути "Из варяг в греки" и "Из варяг в хазары".
Торговые пути "Из варяг в греки" и "Из варяг в хазары".
Кнорр, современная реконструкция.
Кнорр, современная реконструкция.

Строили насады по однотипной со стругами технологии: сначала выдалбливали из дерева колоду, на которую затем нашивали вицей доски борта, крепившиеся встык для увеличения высоты борта, что повышало грузоподьемность судна при созраненнии его малой осадки и позволяло сделать на насаде крытый трюм для груза. Такое большое судно, как насад, не могло двигаться при помощи весел и его движителем служил парус на одной мачте, хотя встречались и двухмачтовые насады.

Русские корабельные митральезы XVI века.
Русские корабельные митральезы XVI века.

Для своего времени насад был вполне рентабельным судном, с успехом ходившим по русским рекам, правда, не более одного сезона, по окончании плавания его разбирали, а дерево продавали. Для военно-морского флота насад не годился как слишком легкая цель для абордажа, но в XVI веке появились специальные корабельные пушки и лучшим кораблем для них оказался именно насад. В первый раз насад вступил в бой при взятии Казани в 1552 году и с тех пор стал незаменимым элементом судовой рати, поддерживавшим действия сухопутных войск артиллерийским огнем, но морской бой на нем вести было нельзя: для этого у него отсутствовала должная маневренность и была слишком слабая конструкция, поэтому неудивительно, что Петр I лишил насад статуса военного корабля, взяв за образцы при строительстве своего флота европейские корабли, а что касается речного флота, то насад продолжил там использоваться, постепенно увеличиваясь в области размеров и грузоподьемности и превратившись в итоге в барку (баржу) - основное судно русского речного флота вплоть до сегодняшнего дня.

Русская барка XVIII века.
Русская барка XVIII века.