Найти в Дзене
Личности в истории

Великая женщина-фараон. История царицы Египта Хатшепсут

Хатшепсут (годы правления 1479–1458 до н.э.) Была первой женщиной-правителем Древнего Египта, правившей как мужчина с полной властью фараона. Ее имя означает «Первая из знатных женщин» или «Она первая среди знатных женщин». Она начала свое правление как регент своего пасынка Тутмоса III (годы правления 1458–1425 гг. до н.э.), который унаследовал власть. Первоначально, она правила как женщина и соответственно изображалась на скульптурах, но примерно на седьмом году своего правления она решила изобразить себя как фараона-мужчину на скульптурах и рельефах, хотя все еще называла себя женщиной в своих надписях. Она была пятым фараоном 18-й династии в период, известный как Новое царство (ок. 1570 - ок. 1069 г. до н.э.). Этот период считается одним из самых процветающих эпох Египетской империи. Хотя ее иногда называют первой женщиной-правительницей Египта или единственной, были женщины, которые правили до нее, такие как Мернейт (ок. 3000 г. до н.э.) В раннединастический период (вероятно, как

Хатшепсут (годы правления 1479–1458 до н.э.) Была первой женщиной-правителем Древнего Египта, правившей как мужчина с полной властью фараона. Ее имя означает «Первая из знатных женщин» или «Она первая среди знатных женщин». Она начала свое правление как регент своего пасынка Тутмоса III (годы правления 1458–1425 гг. до н.э.), который унаследовал власть.

Первоначально, она правила как женщина и соответственно изображалась на скульптурах, но примерно на седьмом году своего правления она решила изобразить себя как фараона-мужчину на скульптурах и рельефах, хотя все еще называла себя женщиной в своих надписях. Она была пятым фараоном 18-й династии в период, известный как Новое царство (ок. 1570 - ок. 1069 г. до н.э.). Этот период считается одним из самых процветающих эпох Египетской империи.

Хотя ее иногда называют первой женщиной-правительницей Египта или единственной, были женщины, которые правили до нее, такие как Мернейт (ок. 3000 г. до н.э.) В раннединастический период (вероятно, как регент) правила Собекнефру (ок. 1807-1802 гг.до н.э.) в Среднем царстве  - Туосрет (годы правления 1191–1190 до н.э.) после нее в конце 19-й династии.  Хатшепсут, однако, хотя и не первая и не последняя, несомненно, является самой известной женщиной-правительницей Древнего Египта после Клеопатры VII (ок. 69-30 г. до н.э.) и одним из самых успешных монархов в истории Египта.

Историк Марк ван де Миеруп выражает общепринятый взгляд на Хатшепсут, когда отмечает, что она «стала одной из самых знаменитых и неоднозначных женщин Египта и древнего мира в целом». Она прославляется как могущественная женщина-правительница, чье правление было чрезвычайно успешным и это же является причиной многочисленных  споров так как согласно египетской традиции, ни одна женщина не должна была иметь возможность взять на себя всю власть фараона.

Ее имя было стерто с ее памятников после ее смерти, что убедительно свидетельствует о том, что кто-то, скорее всего, Тутмос III, хотел удалить все свидетельства о ней из истории. Более поздние писцы никогда не упоминали ее, а ее многочисленные храмы и памятники приписывались более поздним фараонам.

О ее существовании стало известно относительно недавно в истории, когда востоковед Жан-Франсуа Шампольон (1790-1832 гг. н.э.), наиболее известный своими расшифровками Розеттского камня, обнаружил, что не может согласовать иероглифы, указывающие на правительницу-женщину, со скульптурой, явно изображающей мужчину.  Эти иероглифы были найдены во внутренних покоях храма Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри; всякое публичное признание ее было стерто.

Попытки стереть Хатшепсут из истории, в конечном итоге, не увенчались успехом, поскольку сегодня она хорошо известна как один из величайших фараонов Древнего Египта.

Ранняя жизнь и приход к власти

Хатшепсут была дочерью Тутмоса I (годы правления 1520–1492 до н.э.) и его жены Яхмоса. Тутмос I также был отцом Тутмоса II от его второй жены Мутнофрет. В соответствии с египетской королевской традицией Тутмос II женился на Хатшепсут прежде чем ей исполнилось 20 лет. В это же время Хатшепсут была возведена в положение Божьей жены Амона, высшей почести, которую женщина могла получить в Египте.

-2

Положение Божьей жены Амона в Фивах началось как почетное звание женщины из высшего сословия, которая помогала первосвященнику в его обязанностях в Великом храме Амона в Карнаке. Этот титул впервые упоминается в Среднем царстве (2040-1782 гг. до н.э.) как почетный статус, дарованный жене или дочери монарха. Однако ко времени Нового Царства женщина, носившая титул Божьей жены Амона, была достаточно могущественной, чтобы диктовать политику (хотя и не такой могущественной, как она станет позже в Третьем промежуточном периоде).

Амон был самым популярным богом в Фивах и со временем стал считаться богом-творцом и царем богов. В роли жены этого бога Хатшепсут считалась бы его супругой и была распорядительницей  на его праздниках. Это, по существу,  поднимало ее до статуса божественного существа, поскольку ее роль заключалась в том, чтобы петь и танцевать для бога в начале фестивалей, чтобы разбудить его для творческого акта; вступив в непосредственное общение с богом. Детали точных обязанностей Божьей жены Амона неясны, но несомненно, что это была очень могущественная должность, которая станет еще более важной позже в истории Египта.

У Хатшепсут и Тутмоса II была дочь Неферу-Ра, а у Тутмоса II родился сын от своей меньшей жены Исиды. Этим сыном был Тутмос III, которого назвали преемником своего отца. Тутмос II умер, когда Тутмос III был еще ребенком, и поэтому Хатшепсут стал регентом, контролируя дела государства, пока он не достиг совершеннолетия. Однако на седьмом году своего регентства она изменила правила и короновала себя фараоном Египта. Она взяла на себя все королевские титулы и имена, которые она написала, используя грамматическую форму женского рода, но изобразила себя фараоном-мужчиной. Историк Ван де Миеруп пишет:

«В то время как на более ранних статуях и рельефных скульптурах она изображалась в виде женщины, после коронации она появилась в мужском платье и постепенно стала изображаться в мужском теле. Ее груди не были видны, и она стояла в традиционной мужской позе, а не в женской. Некоторые рельефы были даже вырезаны заново, чтобы ее изображение выглядело более похожим на мужчину.»

Ее скульптура показывала ее во всем ее королевском величии на переднем плане с Тутмосом III, изображенным в меньшем масштабе позади или под ней, чтобы указать на его более низкий статус. Она по-прежнему называла своего пасынка королем, но он был таковым только по имени. Хатшепсут явно чувствовала, что она имеет такое же право управлять Египтом, как и любой мужчина, и ее изображения в искусстве подчеркивают это. Историки Боб Брайер и Хойт Хоббс комментируют это:

«Ее мужская одежда не была предназначена для того, чтобы заставить граждан поверить в то, что их фараон был мужчиной. Статуи однозначно изображают женщину, пол которой в любом случае был бы очевиден любому египтянину по ее имени «Она первая среди знатных женщин».

Осознавая, что она находится в не совсем определенном статусе, Хатшепсут предприняла шаги, чтобы быстро узаконить свое правление, чтобы не позволить себе исчезнуть из истории, если ее положение фараона будет оспорено.

Раннее правление Хатшепсут

Для закрепления своего положения, Хатшепсут начала свое правление с того, что выдала свою дочь замуж за Тутмоса III, что даровало Неферу-Ра положение Божьей жены Амона.  Даже если бы теперь она была вынуждена уступить власть Тутмосу III, она по-прежнему занимала бы высокое положение в качестве его мачехи и свекрови, и, кроме того, у нее была бы дочь на одном из самых престижных и влиятельных постов в мире.

Однако этих мер предосторожности было недостаточно и она узаконила свое правление, представив себя не просто женой Амона в ритуальном смысле, но и его дочерью. Она утверждала, что Амон явился ее матери в образе Тутмоса I и она зачала от него, что сделало ее полубогиней.

Она укрепила свою легитимность благодаря рельефам на общественных зданиях, показывающих, что Тутмос I делает ее своим соправителем, утверждая, что Амон ранее послал оракула, предсказывая ее приход к власти, и связав себя с изгнанием гиксосов около 80 лет назад. Гиксосы были семитским народом, обосновавшимся в Аварисе в Нижнем Египте и постепенно получившим власть, достаточную для контроля над регионом.

Они были побеждены и изгнаны из Египта Яхмосом Фивским (ок. 1570-1544 гг. до н.э.), положившим начало периоду Нового Царства. Поздние египетские историки регулярно характеризовали гиксосов (называемых азиатами) как ненавистных тиранов, которые вторгались в Египет, разграбили храмы и осквернили святыни. Несмотря на то, что все эти утверждения были либо преувеличением, либо неправдой, египетские воспоминания о ненавистных гиксосах были сильны, и Хатшепсут хорошо этим воспользовалась. Одна из ее надписей гласит:

«Я восстановила то, что было разрушено. Я подняла то, что было разрушено, так как азиаты находились в дельте Авариса, когда кочевники среди них опрокидывали то, что было сделано. Они правили без бога Ра и не действовали по божественному указу вплоть до времен моего величества.»

Она представила себя прямым преемником Яхмоса, имя которого люди все еще помнили как своего великого освободителя, чтобы еще больше укрепить свое положение и защитить себя от недоброжелателей, которые утверждали, что женщина непригодна для правления. Ее многочисленные надписи, памятники и храмы демонстрируют, насколько беспрецедентным было ее правление: ни одна женщина до нее не правила страной открыто как фараон.

Фараон Хатшепсут

Следуя традиции, Хатшепсут приступила к реализации строительных проектов, таких как ее храм в Дейр-эль-Бахри и отправке военных экспедиций. Точный характер военных кампаний неясен, но их целями были регионы Сирии и Нубии.

Вполне вероятно, что кампании были начаты просто для того, чтобы поддержать традицию фараона как царя-воина, приносящего богатство в землю посредством завоеваний, что можно было рассматривать как продолжение кампаний Тутмоса I в этих регионах.   Фараоны Нового Царства, эпохи империи, уделяли большое внимание сохранению безопасных буферных зон по всей стране, чтобы избежать повторения того, что они считали «вторжением» гиксосов.

Во всех своих проектах, кампаниях и политике она полагалась на совет и поддержку одного из своих придворных, человека по имени Сененмут, чьи отношения с королевой остаются загадочными. Ван де Миеруп отмечает, что «он был человеком неприличного происхождения, который стал известен при дворе. Несколько статуй показывают, что он держит принцессу Неферу-Ра, наставником и управляющим которой он стал до вступления Хатшепсут» . Он отвечал за все грандиозные проекты Хатшепсут, включая ее знаменитый храм в Дейр-эль-Бахри.

Самые большие усилия Хатшепсут были вложены в эти строительные проекты, которые не только возвысили ее имя и почитали богов, но и трудоустраивали людей. Масштабы и размеры построек Хатшепсут, а также их элегантная красота свидетельствуют о процветающем правлении. Ни один из ее проектов не мог бы быть завершен, если бы она не располагала огромными ресурсами. Египтолог Бетси М. Брайан пишет:

«Как правительница, Хатшепсут реализовала строительные проекты, которые намного превосходили проекты ее предшественников. Список мест, затронутых Тутмосом I и II, был расширен в Верхнем Египте, включив в него места, которые предпочитали правители Ахмосидов: Ком-Омбо, Нехен (Иераконополис) и Элькаб в частности, но также Армант и Элефантин ... Хатшепсут привлекла больше внимания, чем Фивы. Храм Карнака снова вырос под ее наблюдением ...

Храм Хатшепсут в Карнаке
Храм Хатшепсут в Карнаке

Поскольку страна, очевидно, находилась в мире в течение большей части двадцати лет своего правления, Хатшепсут смогла использовать богатство природных богатств Египта. ресурсов, как и у Нубии. Золото хлынуло из восточных пустынь и с юга: работали карьеры драгоценных камней, Бебель эль-Силсила серьезно занялась добычей песчаника, кедр был завезен из Леванта, а черное дерево - из Африки (через Пунт, возможно). В надписях королевы и ее должностных лиц памятники и материалы, использованные для их изготовления, были подробно описаны в деталях. Очевидно, Хатшепсут была довольна количеством и разнообразием предметов роскоши, которые она могла приобрести и подарить в честь Амона, настолько сильно, что ей пришлось вырезать сцену в Дейр-эль-Бахри, чтобы показать количество экзотических товаров, привезенных из Пунта.»

Храм Хатшепсут в  Дейр-эль-Бахри
Храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри

Экспедиция Хатшепсут в Пунт (современная Сомали) была ее главным достижением в ее собственных глазах. Пунт был торговым партнером со времен Среднего Царства, но экспедиции туда были дорогими и требовали много времени. То, что Хатшепсут смогла начать свою собственную экспедицию, особенно такую щедрую, является свидетельством того, насколько процветающим было ее правление. Надпись, сопровождающая рельеф экспедиции, выгравированная на стенах ее храма в Дейр-эль-Бахри, подробно описывает предметы роскоши:

«Очень большая загрузка кораблей чудесами страны Пунт; все благоухающие леса Земли Бога, груды мирры, свежие мирровые деревья, черное дерево и чистая слоновая кость, зеленое золото эму, коричное дерево, дерево Хесит, ихмут-ладан, ладан, косметика для глаз, обезьянами, собаками и шкурами южной пантеры. Никогда не случалось подобного ни одному царю с самого начала.

Ее храм в Дейр-эль-Бахри остается одним из самых впечатляющих и часто посещаемых в Египте. Брайер и Хоббс отмечают, что «искусство, произведенное под ее руководством, было мягким и нежным; и она построила один из самых элегантных храмов в Египте на скалах за пределами Долины царей». Ее храм возвышался над рекой Нил длинным пандусом, ведущим из двора с деревьями и небольшими бассейнами на террасу. Некоторые из этих деревьев были привезены из Пунта и представляют собой первую известную успешную пересадку деревьев с одной территории в другую в истории.

Храм Хатшепсут в  Дейр-эль-Бахри
Храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри

Остатки этих деревьев, окаменелые пни, все еще можно увидеть во дворе храма и в наши дни. Нижняя терраса была облицована колоннами, а пандус вел на вторую террасу, которая была не менее впечатляющей. Храм был украшен скульптурами, рельефами и надписями с ее погребальной камерой, вырезанной в скалах, образующих заднюю часть здания. Храмом Хатшепсут так восхищались фараоны, пришедшие после нее, что они все предпочитали быть похороненными поблизости и этот некрополь в конечном итоге стал известен как Долина царей.

Хатшепсут строила в более грандиозных масштабах, чем любой фараон до нее, и, за исключением Рамсеса II (1279–1213 гг. до н.э.), никто из последующих. Она установила два огромных обелиска в Карнаке в дополнение к другим и, как уже отмечалось, реализовывала строительные проекты по всей стране.

Смерть и исчезновение

Пока Хатшепсут правила страной, Тутмос III не сидел спокойно, наблюдая. Она дала ему командование армиями Египта, и было высказано предположение (в первую очередь египтолога Джеймса Генри Бристеда), что он пережил ее правление благодаря тому, что смог доказать, что он полезен для нее в качестве генерала и более или менее держится подальше от нее.

В 1457 г. до н.э. Тутмос III повел свои армии, чтобы подавить восстание из Кадеша (знаменитая битва при Мегиддо), кампания, возможно, планируемая и реализуемая Хатшепсут.

В дальнейшем, ее имя исчезает из исторических записей. Тутмос III датировал свое правление задним числом до смерти своего отца и ему были приписаны заслуги Хатшепсут как фараона. Когда и как она умерла, было неизвестно до недавнего времени. Египтолог Захи Хавасс утверждал, что в 2006 году н.э. обнаружил ее мумию в фондах Каирского музея. Осмотр этой мумии показывает, что она умерла в возрасте пятидесяти лет от абсцесса после удаления зуба.

-6

Тутмос III стал великим фараоном, известным теперь как «Наполеон Древнего Египта» за свои блестящие военные победы. Позже, во время своего правления, все свидетельства его мачехи были стерты с памятников, а все свидетельства ее правления уничтожены. Сененмут и Неферу-Ра оба умерли задолго до этого, и, похоже, при дворе не было никого, кто имел бы власть или возможность изменить его политику.

Хотя на протяжении многих лет существовало множество теорий относительно того, почему Тутмос III пытался вычеркнуть имя Хатшепсут из истории, наиболее вероятной причиной было то, что ее правление было нетрадиционным и отходило от традиций.

Главной обязанностью фараона было поддержание маат (гармонии, равновесия) и женщина в положении мужчины могла бы расцениваться как нарушающая это равновесие. Женщина-фараон, какой бы успешной она ни была, была вне общепринятого понимания роли монархии и поэтому вся память об этом фараоне должна была быть стерта.

Однако египетская вера в то, что человек живет до тех пор, пока его имя помнят, проиллюстрирована Хатшепсут. Она была забыта по мере продолжения периода Нового Царства и оставалась таковой на протяжении веков. После того, как ее имя было снова найдено Шампольоном в 19 веке нашей эры, а затем и другими в течение 20 века, она постепенно вернулась к жизни и заняла свое законное место в качестве одного из величайших фараонов в истории Египта.