Добрый день, друзья. Тема сегодняшней статьи лишь косвенно имеет отношение к книгам, но для меня она крайне важна. Давно вынашивала план поговорить с вами об этом, да руки не доходили. Что ж, время настало.
Все, кто читают мои #записки книжного торговца знают, что я давно и счастливо работаю в книжном магазине, однако, когда ты связываешься с любой работой в сфере услуг, один огромный минус омрачает твою трудовую деятельность – высокомерное отношение обычных граждан к обслуживающему персонажу.
Комично, что даже в наш век, век толерантности, уважать нужно кого угодно, кроме этого самого персонала. Нельзя оскорблять достоинство сексуальных меньшинств, попробуй только назвать афроамериканца как-то иначе, и, не приведи Господь, намекни полному человеку на лишний вес. И это прекрасно. Уважать чужие права и не подвергать людей травле из-за каких либо отличий, взглядов, вероисповедания.
Но почему же тогда продавцы, официанты, водители, мастера сферы красоты и прочие сотрудники подобных отраслей до сих пор день ото дня сталкиваются с грубостью, хамством и высокомерием? Почему толерантность не распространяется и на них? Хоть организовывай своё движение, честное слово.
Для читателей, никогда в подобной сфере не работающих, может показаться, что я преувеличиваю или нагнетаю атмосферу. Но это не так. Даже за мои не столь долгие годы работы в торговле – видела достаточно, много раз ждала своих рыдающих девочек под туалетом, успокаивала их и раздавала валерьянку. Каждый раз думала – почему так? Как же так можно себя вести?
Сейчас вы, конечно же, поведаете мне, что продавцы бывают тоже не сахар, и не согласиться с этим невозможно. Тут есть ещё одно крайне интересное наблюдение.
Около моего дома есть маленький частный продуктовый. В нём работает тётя Света. Может она там и хозяйка, я не знаю, но вряд ли кто-то следит за её этикетом общения с покупателями, ибо отсутствует он напрочь. Но мне она нравится. И перед созданием данной статьи я у неё даже поинтересовалась, часто ли покупатели приходят к ней самоутверждаться. Думаю, Вы сами знаете ответ. Если тёте Свете крикнуть что-то а-ля: ты тут вообще-то прислуга и можешь шевелить ногами побыстрее, этой самой ногой она резво вытолкает хама за дверь. А после того, как она навешала местному алкашу, её вообще вроде как стали побаиваться и уважать.
А у нас так нельзя. Мы – федеральная сеть.
Вот у меня и складывается впечатление, что люди специально идут самоутверждаться в такие места, заведомо зная – ответить там не смогут, можно чувствовать себя всевластным. Клянусь, только вчера видела как в Макдональдс покупатель швырнул в сотрудницу грязный поднос, потому что его долго не убирали со столика, за который он хотел сесть. Что чувствовала в этот момент девочка? Что чувствуют мои девочки, когда день ото дня сталкиваются с высокомерным общением? Какого моральное состояние всех этих работников?
«Кто на что учился» – как любят говорить клиенты. Выходит, если ты бухгалтер, юрист или офицер полиции – уважение заслужено автоматически. А если продавец, официант или парикмахер – просто знай своё место?
Неправильно это, товарищи.
Самоутверждаться за счёт других – неправильно, ставить себя выше других – неправильно, унижать достоинство людей, кем бы они не были – неправильно. Продавец может быть человеком в сто раз лучше знаменитого артиста, должность и деньги – ложный критерий оценки ценности человеческого индивида, но, увы, именно так построено наше общество.
Именно поэтому озлобленные, несчастные, неудовлетворённые жизнью люди идут в магазины, кафе, салоны, зная, что лишь там могут подчеркнуть свою значимость, только там можно поиграть в власть, зная, что это не будет иметь за собой никаких последствий. Поднимается занавес и начинается грустный и мерзкий спектакль одного актёра. «Вы тут всего лишь обслуга, девочки, не старайтесь умничать» – говорят консультанту, который хотел порекомендовать книгу. «Встань и принеси, ты забываешь, кто ты, а кто я?» – слышит в очередной раз кассир, который кассу покинуть не может. Всегда на «ты», всегда пренебрежительно. Вот так представители «высшего сословия человеческой расы» себя рекомендуют.
Так кто же в нашем обществе заслуживает уважения? Человек, который «дослужился» или обслуживающий персонал, который несмотря на унижения (а иногда это прямые оскорбления) может взять себя в руки и корректно культурно ответить?
Почему в мире, где так ценят личные границы и уважение к чужому выбору, обслуживающий персонал всё ещё никак не защищён от каждодневного угнетения? Неужели, если человек работает в сфере услуг он не заслуживает уважительного общения?
Каждый раз я испытываю испанский стыд за таких людей. Каждый раз думаю о том, как же неправильно устроено наше общество, если унижать всегда пытаются именно тех, кто точно не даст отпора, кто связан оковами трудового договора и внутренними уставами компании и должен улыбаться сквозь слёзы, когда в него летит очередное оскорбление, стакан или горсть монет (такое было у нас). Неужели это приносит удовлетворение?
И если тех, кто унижает и оскорбляет действительно не так много, то тех, кто всем своим видом пытается указать на превосходство и отпускает высокомерно-надменные фразочки – пруд пруди. Каждый божий день.
Многие любят сетовать, что Россия – такая себе страна. Уехать бы из неё. Власть тут плохая, система барахлит. Виноват кто угодно, но не я. А я пойду ударю официантку по попе, выпью, и ещё подумаю – что же не так с этой страной?
Вот и я бесконечно думаю – что с вами не так, люди? Пока вы будете считать за мусор свой же народ, который оказывает вам какие-либо услуги, всё и будет плохо.
Я уважаю людей. Женщину, которая моет наш подъезд, дворника, тетю Свету, моего чудесного мастера маникюра, врачей, богачей – каждого, кто является достойным человеком, честно трудится и не приносит зло в этот мир.
Обслуживающий персонал – люди, которые делают комфортным ваш досуг и отдых, помогают совершать важные покупки и эффектно выглядеть, но общество ведёт себя так, словно это абсолютно неважные и ненужные слои общества.
Во мне уважение вызывают человечность, воспитание и поступки. В любом положении, при любом достатке и настроении оставаться человеком – вот что достойно. А пытаясь унизить другого человека, Вы в первую очередь унижаете себя, помните об этом.
Прошу, выскажите своё мнение на сей счёт. Сталкивались ли Вы когда-то с подобным явлением или, возможно, сами работаете в сфере услуг?