Найти в Дзене
Рисуем дома! ИЗО

Колористический квадрат. Секреты старых мастеров

Насколько качественно художник умеет отбирать оптимальное количество и качество красок (цветовых пигментов) для работы над картиной, настолько легко и свободно ему будет рисовать. Открывая коробку и вынимая краски для живописи у начинающих художников всегда есть соблазн использовать их все в одном рисунке. То есть красное покрасить красным, синее синим, а все непонятно-серое - смесью белого и чёрного. И всё, красота готова! Но это не живопись, а раскраска. В живописи нужны сложные, составные оттенки цветов, отражения цвета одного предмета в цвете другого, игра рефлексов и отражений, изменение цвета в пространстве… А для намешивания таких тонких градаций цвета нарочито яркие, сочные цвета не всегда нужны, тем более, если их целая коробка. Приходится от каких-то баночек с красками отказываться, даже если эти цвета вам очень нравятся. Живописная задача прежде всего. Когда мы видим живопись старых мастеров, мы невольно обращаем внимание на необычайную гармонию цвета, стройность и сдерж

Насколько качественно художник умеет отбирать оптимальное количество и качество красок (цветовых пигментов) для работы над картиной, настолько легко и свободно ему будет рисовать.

Открывая коробку и вынимая краски для живописи у начинающих художников всегда есть соблазн использовать их все в одном рисунке.

То есть красное покрасить красным, синее синим, а все непонятно-серое - смесью белого и чёрного.

И всё, красота готова! Но это не живопись, а раскраска.

В живописи нужны сложные, составные оттенки цветов, отражения цвета одного предмета в цвете другого, игра рефлексов и отражений, изменение цвета в пространстве…

А для намешивания таких тонких градаций цвета нарочито яркие, сочные цвета не всегда нужны, тем более, если их целая коробка.

Приходится от каких-то баночек с красками отказываться, даже если эти цвета вам очень нравятся. Живописная задача прежде всего.

Когда мы видим живопись старых мастеров, мы невольно обращаем внимание на необычайную гармонию цвета, стройность и сдержанность колорита.

В основе этого лежат не только талант и мастерство, но и особые законы работы с цветом.

Девушка в окне, Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669)
Девушка в окне, Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669)

В прошлые века художники были лишены такого изобилия красок (пигментов), какое имеют нынешние.

источник https://vk.com/wall-65985868_2476
источник https://vk.com/wall-65985868_2476

Но, тем не менее, их живопись не только не уступает по силе колорита, но, напротив, лишена того необдуманного буйства и несуразности цвета, которые присутствуют в живописи современной.

Почему так?

Думаю, во-первых, в неспособности справиться с «богатейшим ассортиментом», который предлагают нынешние производители красок.

А во-вторых, часто, нежелания познавать исконные основы живописи.

Палитра старых мастеров в основном состояла из земельных пигментов. Это были оттенки желтого, красного, коричневого и до черного.

Даже в качестве белого чуть ли не первым использовался простой мел, и только позже научились получать свинцовые белила (углекислый свинец).

Это в целом и определило некий спектр цветов, в конечном счете «сформулированный» старыми мастерами в закон - колористический квадрат.

Колористический квадрат - это образное представление четырех основных цветов (белого, желтого, красного и черного) в виде системы, квадрата.

-4

По углам его расположены эти основные, базовые цвета.

На каждой стороне квадрата, а так же по диагоналям, при смешении смежных цветов получаются переходные оттенки.

Скажем, при смешении белого и желтого мы получаем кремовые тона:

Яндекс картинки
Яндекс картинки

При смешении белого и красного - розовые:

Яндекс картинки
Яндекс картинки

Красного и черного - коричневые:

Яндекс картинки
Яндекс картинки

А черного и желтого - оливковые:

Яндекс картинки
Яндекс картинки

Это если идти по сторонам квадрата.

По диагоналям:

мы получаем оранжевые при смешении красного и желтого,

и серые - при смешении белого и черного.

Таким образом, палитра обогащается множеством переходных оттенков, но при этом сохраняет очень прочную и гармоничную колористическую основу («углы»).

И художник наслаждается не декоративной прелестью красочных сочетаний, а тем, как объединены цвета с помощью освещения, его тонкими градациями, передачей световых бликов и красочных рефлексов.

-------

При обучении живописи часто дают такое упражнение (очень интересное и невероятно полезное) - этюд на ограниченную цветовую гамму.

Именно для того, чтобы научиться минимальными средствами создавать максимально выразительные рисунки, начинающие художники остаются один на один всего с 4 цветами.

Причём, 2 из них цветные (хроматические), а 2 бесцветные (ахроматические, традиционно - чёрный и белый).

И поработав ограниченной палитрой, в будущем художник без труда сможет применять всю богатую цветовую палитру тактично и качественно.

Колористический квадрат бывает двух типов:

  • цветовая схема старых мастеров
  • и цветовая схема художников XIX-XX веков (теплая и контрастная).

Но это совсем другая история, о которой, если хотите, поговорим отдельно в одной из следующих статей.

-----

P.S. Продолжение [2 часть] уже можно смотреть здесь

#палитра #секреты мастеров #творчество