Может показаться, будто, говоря об электрическом безумии в автомобильном мире, я выступаю с позиции ретрограда, у которого и соль раньше солонее была, и сахар слаще, и автомобили делали с душой, а не то, что сейчас, все на одно лицо… Возможно и так, но все-таки хочется взглянуть на вещи прямо и трезво, оставив личные симпатии и антипатии в стороне.
Последние несколько лет тема «электричек» буквально взорвала автомобильный мир. Еще недавно этот транспорт был уделом чудаков и энтузиастов, а теперь ведущие мировые автопроизводители наперегонки объявляют кто, когда и как откажется от выпуска машин с двигателями внутреннего сгорания.
Казалось бы, что такого? Вот появилась новая технология, которая быстрее, выше, сильнее и делает все то же, что и предыдущая, только лучше. Она вытесняет старую, неэффективную, как и заведено от века... Но это сильно простое объяснение.
Конечно, могут напомнить, что первые электромобили появились еще на рубеже XIX века, если не раньше, но давайте не будем брать эти первые пробы электрического пера.
Так что же не так? Остановимся на трех аспектах, а именно: экономика, экология и … идеология. Именно эти три позиции заставляют усомниться в естественности проистекающего на наших глазах процесса.
Экономика
Итак, от традиционных автомобилей «электрички» прежде всего отличаются своей дороговизной. Для сравнения, в Германии новенький BMW X3 обойдется достопочтенному бюргеру в €51 тыс., а такой же, но электрический BMW iX3 – в €66 тыс. Все дело в дорогих батареях.
Тут меня могут поправить, дескать цена электромобиля выше, но его эксплуатация дешевле. Это правда, вот только тому же BMW iX3 необходимо намотать минимум 400 тыс. километров по немецким автобанам, прежде чем выровняться со своим бензиновым собратом. Как говорится: «Удачи!».
(Подробные расчеты можно найти у пользователя redzub на Drive2.RU)
Что делать? Ответ парадоксальный – субсидировать покупку электромобиля. Т.е. казна готова отстегнуть €9 тыс. тем сынам земли немецкой, которые решили идти в ногу со временем. Казалось бы, а с какой такой радости?
Экология
Да, это один из любимых «коньков» любителей электромобилей. Разговоры об экологичности и углеродном следе стали навязли на зубах и набили оскомину. Не спорю, если уткнуться носом в выхлопную трубу, то мало не покажется, а если машин много, то дышать и впрямь тяжело. Но опять же, не всё так просто.
Если говорить о вреде экологии и том самом углеродном следе, то для электромобиля он при пробеге 15 тыс. км выше на 11-28%, чем у дизельных машин. К такому выводу пришел профессор Кристоф Бухаль из института Ифо в Мюнхене.
Директор Polestar (дочка Volvo) Томас Ингенлат заявил в 2020 году, что бензиновый кроссовер Volvo XC40 за первые 50 тыс. км меньше навредит природе, чем электрических Polestar 2, даже если его заряжать только от ветряков. Опять же, производство батарей – грязное дело.
«Производители не всегда честны с потребителями, когда речь заходит о влиянии их продукции на окружающую среду. Это неправильно. Мы должны рассказывать всё как есть — даже если такая правда не всегда приятна».
Отмечу, что здесь я очень вскользь раскрыл аргументы, потому что можно очень глубоко погружаться в расчеты. Я не затронул тот факт, что производство электромобилей быстрее и требует меньше рабочих, а их обслуживание – меньше механиков. Но это не главное. Главное, на мой взгляд – идеология.
Идеология
Здесь я выхожу на довольно скользкую почву, потому что борьба за чистоту природы, как и за мир во всем мире, дело крайне идеологизированное. Достаточно вспомнить безумных активистов GreenPeace с их скандальными акциями.
Именно под соусом борьбы за экологию государства присоединяются к Парижскому соглашению, вводя такие драконовские ограничения по выбросам, что дальше производить дизельные и бензиновые машины становится просто бессмысленно.
Вокруг глобального потепления много споров, но одно точно ясно, они не имею ничего общего ни с экономикой, ни с экологией. Напомню о ненормальной Грете Тунберг, которую засовывали в мировое информационное пространство с какой-то безумной яростью.
Кстати, малышке Грете в 2019 году «Железный Арни» подарил электромобиль Tesla Model 3. Этот забавный факт плавно возвращает нас к электрическим самоходным повозкам.
Как видите, тема очень обширная и каждый из ее аспектов требует более детального разбора. Слишком много в ней острых углов, которые свидетельствуют о том, что железная поступь электромобилей по планете напоминает скорее проект, а не естественный ход вещей. Давайте будем дальше копать эту обширную тему.