Время идет очень быстро. Даже не идет, а бежит.
Сотовые #телефоны, получившее свое распространение в 90-е годы, сегодня способны заменить все и всех. Так есть или кажется?
Мы можем позвонить в любую точку мира и увидеть человека. Мы можем работать, используя телефон и доступ в #интернет. Мы можем учиться, играть, читать, знакомиться, узнавать что-то новое, заказывать #товары на дом – список возможностей, предоставляемый гаджетом, невероятен.
Да, кроме сотового, существует много другой техники, помогающей достичь тех же целей, но телефон удобнее, компактнее и привычнее.
Некоторое время назад телефон по большей части «принадлежал» взрослым, сейчас же #дошкольники умело управляются с разблокировкой и установкой приложений. Современные дети живут в обнимку с телефоном.
С одной стороны, в этом есть плюсы:
1. Информация ищется в считанные секунды.
2. Информацию можно легко сохранить, не затрачивая время на переписывание, а затем пересмотреть.
3. Дополнительные опции: время, калькулятор, камера – помогают быстрее сориентироваться, посчитать или сфотографировать ту же домашнюю работу.
4. Безопасность ребенка находится под контролем, ведь просмотреть его местоположение значительно легче. Не говоря уже о #смарт-часах.
5. Некоторые приложения позволяют развиваться и самостоятельно обучаться: те же игры на логику, память, составление картинок в пространстве (такой #пазл сложить значительно труднее, чем тот, что в реальности).
6. Вручая гаджет ребенку, мы тем самым сообщаем ему об ответственности, которую он теперь несет за телефон. Во многом это позволяет настроить ребенка к внимательному отношению к дорогим вещам. В одних случаях это работает, в других – нет. И зависит от разных причин: как родители сами относятся к вещам, как учат этому своего ребенка, насколько связана учеба и телефон. Я считаю, что ставить цель: закончить год на пятерки, чтобы получить дорогой телефон, – неправильно. В таком случае телефон потеряет свою ценность: на следующий год ребенок снова закончит год на пятерки и попросит новый телефон, затем история вновь повторится. И при таком раскладе ответственность за целостность телефона сходит на «нет», родители же все равно купят.
Последнее как раз и переводит разговор в другую сторону – поговорим о минусах.
1. Изначально вручая ребенку вместе с первым телефоном долю ответственности за него, нужно не забывать в дальнейшем подпитывать ее:
- гаджет куплен на определенное время;
- подарок на день рождения;
-место для телефона (для телефонов есть красивые подставки), чтобы ребенок не бросал его;
- новый чехол, который вы периодически предлагаете обновить (пусть выбирает сам, какой нравится).
2. Не все приложения и #игры хороши. И дети этим очень увлечены: на улицах, дома, в школах. В моей практике много случаев, когда уже достаточно взрослым детям родители устанавливают «родительский контроль», так как не видят другого выхода. А это ведет к конфликтным ситуациям внутри семьи.
3. Падение успеваемости, внимания, интереса к окружающему, так как яркие картинки в телефоне больше привлекают внимание, чем катание мячика по полю. Хотя, если вспомнить, раньше после школы все выходили во двор, играли так, что любой сценарист позавидует фантазии.
4. Телефон из-за нерационального использования становится источником болезней: падает зрение, слух (если громко слушать музыку в наушниках), искривляется позвоночник, возникают проблемы с психикой, развивается #телефономания.
5. В обществе могут возникнуть конфликтные ситуации, зависть, негатив из-за слишком дорогого или, наоборот, простого гаджета.
6. Частое пользование гаджетом приводит к тому, что человек не контролирует свою грамматику, пунктуацию, а порой забывает, как писать. Да, есть замечательный Т9, бесспорно, только вот когда понадобится написать что-то ручкой, можно попасть впросак.
Это основные плюсы и минусы, самые распространенные и острые на сегодня.
А теперь рассмотрим другой источник информации – книгу.
Но как можно сравнивать книгу и телефон, спросите вы? Это же совершенно разные вещи. Абсолютно разные. Да к тому же, зачем давать ребенку в руки книгу, когда есть телефон: он может и сам сказку рассказать, и задания к тексту предоставить, и вообще легче, компактнее, удобнее.
Однако книга – это «орудие свободного человека перед лицом машинного мира». Об этом еще в 1953 году писал Рей #Бредбери.
Человек, способный создавать мир из слов усилием своего мышления и сознания, будет оставаться человеком думающим, размышляющим, развивающимся.
Но и у книг есть минусы:
1. Они занимают много места: одна, вторая, третья – так копится целая библиотека, для которой нужно пространство. И некоторые реально эту причину записывают в минусы.
2. Тяжело, неудобно – и такое есть. Потаскай с собой весь день в сумочке один том «Войны и мира». Шучу, конечно, но для многих это тоже минус книги.
3. Без картинок, музыкального сопровождения и кучи других опций дети не воспринимают текст. Это и понятно, если изначально не знает, что такое книга. Ведь, если внимательно посмотреть, то книги для малышей – это картинки с минимумом текста. И чем старше становится ребенок, тем меньше становится картинок, больше текста. Происходит постепенный переход, просто нужно грамотно подбирать литературу. И самое главное – заинтересовать ребенка в самом начале его знакомства с книгой: пощупать, понюхать, рассмотреть картинки, поиграть с книгой в «угадай картинку», «найди зайчика», «сосчитай цветочки».
А вот плюсов в книгах я вижу еще больше:
1. Фантазия – очень мне нравится это слово. Обожаю общаться с людьми, у которых голова кипит идеями. А если посмотреть на детей: как они из ничего могут создать что-то невероятное, заставить это жить в своем воображении.
Но фантазии нужен источник: слова, объяснения, примеры, которые мы можем черпать из книг, переносить в реальность, сравнивать, противопоставлять. Вот вам пример: вчера прочитали историю «Пятачок» П. Фролова о том, что нужно делать с найденной вещью. И первое, что сказал мне младший: «Мам, а Барсучонок правильно поступил. Я тоже нашел вчера Илюшкину детальку лего и отдал ему». Ребенок сам начинает размышлять.
2. Расширяется словарный запас, развивается память, усидчивость, аккуратность. Книги требуют большей ответственности, как по мне, чем тот же гаджет. Ведь книгу испортить намного легче.
3. Тактильный контакт, ощущения, моторика – для развития ребенка это важный и бесспорный момент.
4. Книги можно брать в библиотеке, чтобы дома не занимать пространство.
5. Различные формы: книги, журналы, комиксы – всегда можно найти то, к чему прикипит душа ребенка.
6. При правильном положении тела и оснащении места от чтения книг не портится зрение и осанка.
7. Чтение книг снимает #стресс.
У каждого предмета, если покопаться, можно отыскать плюсы и минусы, как общеизвестные, так и те, что близки именно вам.
Противостояние «книга – телефон» для меня всегда было на первом месте, потому что я так же пользуюсь телефоном, периодически разрешаю им пользоваться детям, но дома у нас уже собрана целая библиотека книг. Пока под их возраст. Более серьезная литература пока ждет своей очереди.
А вы как считаете, что важнее: книга или телефон? Или одно другому не мешает?