Недавно читательница моего канала в комментарии спросила мнение моего мужа о фильме «Apocalypto» режиссера Мела Гибсона.
Меня и раньше спрашивали об этом фильме, и я решила написать статью, ведь, наверняка, многим интересно, как на фильм отреагировал настоящий индеец, мой муж Марко.
Я уже писала о реакции мужа на российские и советские фильмы (ссылки поставлю в конце статьи), пришло время рассказать об американском.
Забавный факт.
Перед тем, как писать эту статью, я спустилась на первый этаж, и не могла поверить своим глазам: родители мужа и брат с сестрой сидят и смотрят по телевизору именно этот фильм! Я подумала, это точно судьба, значит надо писать статью.
Свекры сказали, что им нравится фильм, а свекровь комментировала, что обычаи давать дары и стиль речи героев, действительно, имели место быть среди индейцев.
Марко подтвердил, что индейцы мапуче так же раньше общались между собой, присутствовала уважительная, вдумчивая, стилистически окрашенная речь.
Я спросила у мужа, нравится ли ему фильм.
Марко ответил, слово «нравится» не совсем уместное, ведь в фильме показаны сцены беспощадности индейцев, и слово «нравится» здесь нельзя употребить. Поэтому он может только сказать, что фильм очень хороший.
Хорош он тем, что показана реальная история жизни индейцев до прихода колонизаторов. И в фильме есть мудрость.
Наиболее понравившаяся Марко сцена, в начале фильма, где главный герой Лапа Ягуара, увидев испуганных людей, уходящих со своих земель, испытывает страх. А отец ему говорит, что страх – это вроде болезни, которая разрушает тебя изнутри. Потом это знание поможет главному герою сбежать из плена.
Марко сказал, что среди его народа, индейцев мапуче, самым худшим было иметь страх. Главным девизом было не впускать его в душу.
Это главное, что помогло им не быть никогда завоеванными ни другими народами, ни колонизаторами.
Мапуче – единственные не завоеванные из индейцев обеих Америк.
Муж дал один из примеров.
Один отважный воин мапуче Кауполикан (Caupolicán), «токи» - «военачальник», которому установлены памятники, однажды был схвачен испанцами и связан.
Приход за ним испанцев был так неожидан, что Кауполикан не боролся, не приказал своим воинам встать на защиту. Страх его победил, он просто сдался.
Увидев это, его жена Фресия (Fresia) кинула к его ногам одного из их сыновей, c пренебрежением, сказав: "Я отказываюсь растить его и называть сыном, ты не смог позаботиться ни о себе, ни о своих женах (у военачальников и вождей мапуче было по нескольку жен), расти его сам".
Этот воин был взят в плен из-за того, что впустил в душу страх. А для мапуче нет ничего хуже, чем попасть в плен, они должны были бороться до конца, но не быть плененными.
Правда, то, что с ним потом сделали испанцы он, видимо, раскаявшись в моменте малодушия, претерпел до конца, не выдав ни одной эмоции.
Марко сказал, что до прихода испанцев мапуче знали о существовании северных цивилизаций, в том числе и о цивилизации майя, показанной в фильме.
Об этом говорит зафиксированный факт.
Когда испанцы захватили эти цивилизации, и привезли сюда, в Чили, пленных, их напитки, товары, мапуче этих индейцев уже называли словом, связанным с «красной жидкостью, которая течет по венам» (надеюсь, вы поняли о каком слове речь), зная об их ритуалах, где лилась эта жидкость.
Среди мапуче был, как бы сейчас назвали, стереотип, что на севере (где были цивилизации инков, майя и тд) плохие места, там лучше не появляться.
Мапуче жили, как честные индейцы, не создавали империи, не делали запасы золота, у них не было культа главного вождя, которому надо поклоняться. Вождей-лонко у мапуче было несколько, и к ним относились, как к обычным людям.
Они не делали жертвоприношений «нечистой силе», кому по их мнению, делали северные цивилизации.
Они также знали о том, что на севере есть и племена добрых индейцев, которые жили по законам «indigenas», как и мапуче – жили охотой, но не на других людей, чтобы взять в плен и принести в жертву, а чтобы прокормиться.
В фильме главный герой из такого племени.
Индейцы, которые создавали империи здесь считаются отошедшими от индейских порядков, они «торговцы» и «колдуны».
Среди мапуче были немногочисленные колдуны, но они были порицаемы обществом, их изгоняли, они жили в одиночестве в пещерах, в удаленных местах.
Здесь были и до сих пор есть немногочисленные «лекари» - «machi», которые не проводят ритуалов, а лечат травами. Колдунами их не считают, просто у них есть знания медицины мапуче. «Мачи» - в основном женщины.
Марко сказал, что в фильме хорошо показан момент в конце, когда главный герой видит приближающиеся корабли испанцев. Ведь пришло время, когда то, что творили индейцы тех цивилизаций, то же самое сотворят теперь с ними конкистадоры.
По мнению мужа, конкистадоры в своей жестокости были менее неукротимы, чем индейцы тех цивилизаций. Они хотя бы не делали ритуалов, которыми те славились.
Мапуче, не гнавшиеся за земными благами, не делавшими того, что творили индейцы известных цивилизаций, устояли, и сохранились до наших дней буквально в неизменном виде, их не победили конкистадоры.
А те цивилизации были разрушены, печальные остатки которых мы видим в наши дни.
Вы смотрели фильм «Apocalypto»? Какие у вас впечатления?
Читайте также: