Каких только чудес не бывает на свете! Одним из них является двоедушничество - присутствие в одном теле двух сущностей, одна из которых человеческая, а другая демоническая. Само число 2, которое составляет основу термина, имеет в представлении славянских народов мистический негативный смысл - говорит об опасном, бесовском начале.
В этнолингвистическом словаре Н. И. Толстого читаем: “двоедушник — человек, в котором имеются две души (человеческая и демоническая), обладает сверхъестественной силой, способен принимать облик животных”. Таким образом, колдуны, ведьмы и оборотни - пример двоедушничества.
В фольклоре сохранилось немало произведений, героями которых являются двоедушники. Это все сказки, песни, баллады о превращениях людей в животных и о двойной жизни - когда человек днем один, а ночью совсем другой: спросить его, что он после захода солнца делал, честно скажет - спал, а на самом деле, в образе кошки или собаки по округе бегал.
Откуда берутся двоедушники?
Согласно народным поверьям, шанс родить двоедушника ничтожен у семей праведных, которые усердно молятся и работают над продлением рода не в посты, а между ними. А вот если родители не соблюдают божьи законы при зачатии, в родах или при крещении, то у них большая вероятность появления в семье двоедушника.
Считалось также, что если в семьей подряд рождается семь девочек, то последняя, седьмая, точно двоедушница.
А вообще двоедушником можно не только родиться, но и стать. Например, с помощью шаманских практик. При этом человек получает от второй, нечеловеческой, сущности большую власть: физическую силу, умение видеть сквозь время, понимать язык животных и птиц и т.д. - но если дух его недостаточно силен, то "подселенец" вытеснит его и возьмёт контроль над личностью, поэтому только самые сильные эзотерики прибегают к подобным средствам.
Как распознать двоедушника?
У предков была собственная "шкала оценки", чтобы точно определить принадлежность человека к двоедушникам. Самые верные признаки:
- рождение с зубами
- разговаривает сам с собой
- красная шея
- две макушки и т.д.
Народная молва утверждала, что по ночам двоедушники принимают облик животных. Нередко они при этом становятся кровожадными и могут нападать на людей.
Пример двоедушничества в художественной литературе - образ панночки в повести "Вий" Н. В. Гоголя:
"— А в люльке, висевшей среди хаты, лежало годовое дитя — не знаю, мужеского или женского пола. Шепчиха лежала, а потом слышит, что за дверью скребется собака и воет так, хоть из хаты беги. Она испугалась; ибо бабы такой глупый народ, что высунь ей под вечер из за дверей язык, то и душа войдет в пятки. Однако ж думает, дай-ка я ударю по морде проклятую собаку, авось либо перестанет выть, — и, взявши кочергу, вышла отворить дверь. Не успела она немного отворить, как собака кинулась промеж ног ее и прямо к детской люльке. Шепчиха видит, что это уже не собака, а панночка. Да притом пускай бы уже панночка в таком виде, как она ее знала, — это бы еще ничего; но вот вещь и обстоятельство: что она была вся синяя, а глаза горели, как уголь. Она схватила дитя, прокусила ему горло и начала пить из него кровь".
"Не тронь нас, батюшко!" - случай из жизни.
А этот случай мне довелось прочитать в одном из сборников этнографической экспедиции. Его записал человек, ставший свидетелем удивительной истории.
В деревне, где он собирал фольклор, ему рассказали о леснике, который нашел в лесу медвежонка-сироту, выходил его, вынянчил, потом отпустил в лес. И мишка потом часто навещал своего спасителя.
В окрестностях появился браконьер, которого лесник однажды застал на месте преступления. Парня осудили - времена были строгие, а закон суров. Он поклялся, что найдёт лесника и отомстит. Так и вышло. Отсидел, вернулся и непрошенным гостем заявился в сторожку. Знал, что лесник жил один, но только не рассчитал, что у того друг есть - медведь.
Услышав звуки ссоры около жилища лесника, медведь выскочил из кустов и бросился на его обидчика.
Браконьер успел выстрелить, попал прямо в сердце, но медведь рухнул на него, придавив своим весом.
Вскоре лесник и местные жители вытащили "горе-мстителя" из-под мишки в бессознательном состоянии, хотели снова в милицию сдать, да ведь за медведя в тюрьму не сажают.
Но наказание пришло, и не от людей.
Через некоторое время стали окружающие замечать, что браконьер изменился: стал молчаливым, сторонился людей, начал часто ходить в лес ближе к ночи. Тех, с кем встречался, не узнавал, а останавливался, пристально смотрел, шумно втягивал носом воздух, будто принюхивался.
А потом и вовсе пропал. Старики говорили, что он "стал медведем":
- Душу убитого им мишки носит. Видно, когда тот на него сверху-то упал, из мужика и дух вон. А медвежья душа в него влетела. Ожил он не тем, кем раньше был. Все свои охотничьи повадки забыл. Так и ходит по округе. Мы его не обижаем, а он нас сторонится.
Этнограф попросил, чтобы местные взяли его с собой в лес за грибами и своими глазами увидел, что человек этот существует.
На светлой полянке, по которой женщины рассыпались, чтобы собрать ягод, из кустов малины вышел сильно обросший мужчина в рваной одежде.Увидев людей, он остановился, принюхался, с шумом втягивая воздух, обвел глазами застывших женщин. Одна из них поклонилась ему и нараспев произнесла:
- Не тронь нас, батюшко, мы тебе дурного не сделаем!
Человек-медведь еще постоял, будто в раздумье, потом развернулся и, фыркая по-звериному, вразвалку скрылся в малиннике. Этнограф удивился, что и обращение женщин к нему было именно как к медведю: на Руси того часто называли "хозяин", "батюшко".
Обычаи, связанные с двоедушниками
Особые обряды предписывали хоронить двоедушников так, чтобы их демоническая сила после смерти не оборачивалась против людей.
Клали их с краю кладбища, на холмике насыпали мелкие предметы: считалось, что, выйдя из могилы с намерением причинить зло, двоедушник задержится, чтобы собрать или пересчитать эти вещи, а там и петухи пропоют.
Нередко ритуал включал использование осиновых колов, как в случае с вампирами, отделение головы от туловища, могли положить тело вниз лицом, чтобы двоедушник запутался и не смог выбраться.
Вообще, от них ничего хорошего не ждали ни до, ни после смерти, ведь одна душа двоедушника отправлялась к Богу, а вторая становилась упырём и продолжала вредить людям, вызывая мор, падёж скота, забирая детей и т.д. Считалось, что и бури, и засуха - это происки двоедушников.