Во второй половине 2000-х, когда мир кино еще не был таким душным и безрадостным, на небосклоне жанрового кино зажглось сразу несколько потенциальных звезд авторского хоррора-триллера. Британец Бен Уитли, американец Джереми Солнье и австралиец Джастин Курцел сняли свои дебютные фильмы, и казалось вот она новая волна англоязычного хоррора. То, что новых Ардженто или Де Пальмы из них не получится, стало понятно достаточно быстро, но нельзя не признать, что дебютные ленты каждого из этих режиссеров на момент выхода были оригинальными и вызывающими веру в светлое жанровое будущее фильмами.
Увы, уже к середине 2010-х все трое не сдюжили/спопсели/смейнстримились. В каждом случае проблемы носили разный характер, но объединяло их одно: волны не получилось. На этом фоне выделяется британец Питер Стриклэнд, которому удалось не только снять четыре отличных фильма подряд, но и остаться полностью независимым. Все четыре (в следующем году должна выйти пятая) работы режиссера - это в полном смысле этого слова авторское жанровое кино, в котором используются хорошо знакомые сюжетные схемы и культурные коды, но своеобразное режиссерское видение вдыхает в них новую жизнь.
Каталин Варга (Katalin Varga), 2009
Стриклэнд родился и вырос в Великобритании, но большую часть 2000-х провел в Словакии и Венгрии, а дебютный фильм и вовсе снял в Румынии. "Каталин Варга" - это классическая история Rape and Revenge, но с очень специфическим восточноевропейским колоритом. Вообще Стриклэнд - молодец. Имея на руках 17 съемочных дней, минимальный бюджет, какие-то хутора в качестве декорации, местных актеров и сценарий, состоящий из клише 70-х, он умудрился снять очень живое и естественное кино.
Студия звукозаписи «Берберян» (Berberian Sound Studio), 2012
Уже второй фильм Стриклэнда продемонстрировал, что простота и безыскусность дебюта были не авторским решением, а следствием ограниченного бюджета. Второй фильм получился визуально и аудиально роскошным. Обычно в рецензиях на фильм пишут, что это "новый джалло", но в большей степени это переосмысление "Прокола" Брайана Де пальма и ранних работ Романа Поланского, таких как "Жилец". Действие происходит в мире итальянского эксплуатационного кино 70-х. Фильм представляет собой редкий, но прекрасный образец хоррора тревоги, когда ничего особого не происходит, но с каждым кадром смотреть становится все более и более неуютно.
Герцог Бургундии (The Duke of Burgundy), 2014
Лучший на сегодняшний день фильм Стриклэнда. Даже включал его в список лучших фильмов прошлого десятилетия. Обычно, когда говорят о "Герцоге Бургундии" утверждают, что это оммаж софткорной эротике Хесуса Франко. Это верно, но только отчасти. История двух лесбиянок среднего возраста, проживающих в замке использует мотивы не только эксплуатационного кино, но и активно цитирует европейский артхаус и даже американский авангард (в фильме есть сцена, которая выглядит как фильм Стэна Брэкиджа). Более того, взятые на главные роли актрисы, действительно умеют играть, да и выглядят совсем не как звезды софткора 70-х. Так что франкистский неоэксплуатейшн здесь только точка отсчета, вокруг которой Стриклэнд формирует образы и смыслы иного порядка.
Маленькое красное платье (In Fabric), 2018
У Джорджа Мартина, ответственного за литературную основу того самого сериала, есть написанный в 80-е рассказ "Лечение мартышками". Концептуально "Маленькое красное платье" на него очень похоже. Это скромный хоррор, выглядящий как эпизод "Сумеречной зоны", о желании быть красивым и инфернальных силах, это желание эксплуатирующих. В центре сюжета - платье, от которого практически невозможно избавиться и которое высысывает из владельца как жизнь, так и душу. Концептуально простое, но нелинейный сценарий и сочный образный ряд выделяют фильм на общем фоне.
В 2022-м году должен выйти пятый фильм Стриклэнда Flux Gourme, снятый в жанре кулинарного хоррора. 100% попадает в список самых ожидаемых фильмов будущего года. Благо кино уже снято.