Американский бизнесмен Майкл Калви был приговорен российским судом к 5,5 годам условно. Американец основал инвестиционную компанию Baring Vostok, работающую в России. Московский суд постановил, что Калви присвоил в крупном размере в ущерб банку «Восточный».
Другие обвиняемые, деловые партнеры Калви, также получили условные сроки от 3,5 до пяти лет.
Майкл Калви - американский бизнесмен, осужденный российским судом
Приговор был вынесен через 2,5 года после ареста Калви и начала расследования, вызвавшего большое беспокойство иностранных инвесторов в России. Власти заверили, что обвинения в адрес американца никак не повлияют на деловой климат. Мнения комментаторов разделились: некоторые считают, что иностранный бизнес давно осознал необходимость хороших отношений с властью для работы в России.
Дело основателя Бэринг Восток стало предметом переговоров президентов России и США. В июне этого года. Американский лидер Джо Байден на встрече с президентом России Владимиром Путиным попросил освободить бизнесмена. Если Кремль хочет, чтобы американские бизнесмены инвестировали в Россию, он должен освободить Калви и «изменить динамику ситуации», сказал Байден.
Калви был арестован в феврале 2019 года и обвинен в хищении 2,5 миллиарда рублей (около 38 миллионов долларов) в ущерб банку Восточный. Аресту предшествовал многомесячный деловой конфликт между американцем и группой миноритарных акционеров банка «Восточный», одного из крупнейших региональных банков. Контрольный пакет акций принадлежал Baring Vostok.
Майкл Калви перед российским судом
Следователи утверждали, что Калви был организатором сделки между банком Восточного и другой контролируемой им компанией - Pierwo Kollektorskoy Biuro (PKB). Эта компания взяла ссуду в Wostoczny, которая затем была возвращена путем передачи акций компании банку, а точнее - изъятием 60 процентов. акции компании IFTG зарегистрированы в Люксембурге. Американец, по версии следствия, ввел руководство банка в заблуждение относительно цены этих акций. Предполагалось, что она будет равна стоимости долга, но в реальном выражении она была во много раз меньше. Следователи утверждали, что, таким образом, имело место хищение на сумму 2,5 миллиарда рублей (примерно 38 миллионов долларов).
С другой стороны, линия защиты Калви заключалась в том, что сумма в 2,5 миллиарда рублей не пошла ответчикам в качестве дохода, а была направлена на покрытие долга банка «Восточный». Это последовало за серией финансовых операций. С момента ареста бизнесмен исключил, что имел политическую подоплеку, и оценил, что это вызвано деловым спором.
Однако задержание бизнесмена стало шоком для иностранного бизнеса в России. Бэринг Восток была одной из старейших инвестиционных компаний в России. С 1994 года компания инвестировала в Россию более 2,4 миллиарда долларов. в 70 проектах в различных отраслях. Среди них на данный момент ведущие российские интернет-компании - концерн «Яндекс», интернет-магазин «Озон», рекламный сервис «Авито».
Одним из арестованных вместе с ним соратников Калви был второй иностранец - французский менеджер Филипп Дельпаль. В пятницу он также получил условный срок.
Защита Майкла Калви
После ареста в защиту Калви выступили видные представители бизнеса, в том числе приближенные к правительству, и иностранные инвесторы в России. Комментаторы оценили расследование против Калви как вмешательство Федеральной службы безопасности (ФСБ) в разрешение делового спора вокруг банка «Восточный». Калви оказался в конфликте с группой миноритарных акционеров банка. Против Калви было возбуждено уголовное дело по факту иска одного из этих акционеров, бизнесмена Шерзода Юсупова.
В апреле 2019 года Калви перевели под домашний арест по предварительному запросу Российского фонда прямых инвестиций. Спустя три месяца миноритарные акционеры банка «Восточный» получили контрольный пакет акций на основании решения арбитражного суда. Позже «Восточный» полностью перешел из рук в руки и перешел в собственность другого банка - Совкомбанка.
В ноябре 2020 года Калви был освобожден из-под домашнего ареста, но ему запретили определенные действия, такие как контакты с другими обвиняемыми и свидетелями и выход из дома ночью.
В феврале 2021 года началась судебная тяжба. Калви потребовал оправдательного приговора. Он утверждал, что ему и его сообщникам было предъявлено обвинение в «преступлении, которого никогда не было, от которого никто из них не получил никакой выгоды и никому не причинил никакого вреда».